История кафедры

Кафедра была образована в 1947 г. вместе с автодорожным факультетом в составе Ленинградского института строительных инженеров (ЛИСИ), но инженеров дорожников и мостовиков (без разделения на узкие специальности) училище гражданских инженеров выпускало с первых лет (1832 г.) своего существования. Под руководством выпускников строились, ремонтировались и реконструировались шоссейные и грунтовые дороги, мосты, трубы и дорожные здания по всей России.

С открытием в 1947 г. автодорожного факультета в ЛИСИ начинается новый этап подготовки инженеров – дорожников и инженеров-мостовиков. С этой целью были созданы две профилирующие кафедры: изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог (под руководством доц. Б. Г. Корнеева) и мостов (под руководством д. т. н., проф. В. К. Кочурина)

С первых дней организации кафедры на ней преподавали видные ученые, опытные производственники: профессор В.И. Крыжановский, доценты А.М. Крюков, И.П. Осташев, Н.В. Гаврилов, генерал-майор, проф., д.т.н., заслуженный деятель науки и техники РСФСР А. А. Калерт; проф., д.т.н., директор «СоюздорНИИ» Ю. М. Васильев; проф., д.т.н., декан автодорожного факультета А. П. Платонов; проф., д.т.н., заслуженный деятель науки и техники РСФСР М. Н. Першин; проф., д.т.н., заслуженный деятель науки и техники РСФСР М. С. Фишельсон и др. Под их руководством выполнялись первые исследования эксплуатационного состояния аэродромов в СССР. Разрабатывались нормативно-технические документы для дорожной отрасли, технологии вспенивания битумов при приготовлении асфальтобетонных смесей, новая конструкция и методика расчета дорожных одежд с фрагментированным несущим слоем, каталог местных материалов и отходов производства для дорожного строительства на Северо-Западе РФ, система управления качеством дорожных одежд. Была развернута исследовательская работа по актуальной проблеме того времени – продление срока службы деревянных мостов (разработано более 200 рекомендаций по усилению только внеклассных мостов через р. Волхов, Днепр, Великую и др.). Сотрудники кафедры принимали участие в разработке проектов постоянных мостов через крупные реки, типовых проектов сборных железобетонных мостов. Под руководством профессора В.К. Качурина с 1952 г. развернулись исследования проблем висячих мостов, а также проблем увеличения долговечности искусственных сооружений (А.М. Крюков).

С 1960-х годов кафедры переименованы в кафедры «Автомобильных дорог» и «Мостов и тоннелей». В это время руководство ими осуществляют известные ученые: кафедрой «Автомобильных дорог» Л. У. Селюков (1962 – 1975 гг.), М. Н. Першин (1975 – 1990 гг.), Б. Н. Карпов (1990 – 2011 гг.), Н. А. Ермошин (2011 – 2013 гг.), кафедрой «Мосты и тоннели» с 1975 по 1978 г.  профессор Н.А. Крылов, доценты В.В. Ковалев и А.М. Крюков. С 1978 по 1989 г. кафедрой заведовала доктор технических наук, профессор Н.И. Новожилова (с 1998 г. – заслуженный деятель науки РФ). Под её руководством кафедра стала научным центром по автодорожным мостам. Основной научной направленностью являлось исследование и техническая диагностика состояния эксплуатируемых автодорожных и городских мостов и прогнозирование их остаточного ресурса. Сотрудники кафедры и студенты принимали активное участие в изобретательской деятельности. В эти годы только профессором В.А. Быстровым было получено 23 авторских свидетельства на изобретения и патенты по актуальным вопросам мостостроения, в том числе 12 из них совместно со студентами.

В научных разработках кафедры 1980-1990-х годов уделялось внимание исследованиям эксплуатационной надежности мостов Петербурга и Ленинградской области (было испытано свыше 200 мостов), совершенствованию конструктивных форм, методов расчета и внедрению в мостостроение новых материалов и марок высокопрочных сталей. Результатом работы явилось издание в 1987 году монографии В.А. Быстрова «Совершенствование конструкций и расчета элементов сталежелезобетонных мостов, а в 1993 году – Н.И. Новожиловой и В.Л. Шайкевича «Применение сталей высокой прочности в мостовых конструкциях».

В 1989 году кафедру «Мосты и тоннели» возглавил кандидат технических наук, профессор В.А. Быстров (он же с 1993 по 2007 г. – директор Автодорожного института СПбГАСУ – по совместительству).

Развернулась большая работа по реконструкции и увеличению материальной базы кафедры, внедрению в учебный процесс новых методик обучения, и главное – укреплению связей с производством, экспериментальной базой кафедры являются мосты Санкт-Петербурга и всего Северо-Западного региона страны. Обследовано и испытано с участием студентов свыше 1000 мостов, некоторые из них неоднократно.

Достоинством кафедры является то обстоятельство, что дипломные проекты выполняются по заявкам предприятий на реальные темы, такие как комплекс подземных пешеходных тоннелей на привокзальной площади в г. Колпино, путепровод-мост через Обводный канал, транспортный тоннель на Кутузовской и Дворцовой набережных, развязка трассы западного скоростного диаметра, подводный тоннель в «Орловском створе», реконструкция мостов Александра Невского, Сампсоньевского, Невского путепровода через ж/д станцию Сортировочная, Правобережных тоннелей у Литейного моста и многие другие.

В 2013 году в результате объединения двух кафедр – кафедры автомобильных дорог и кафедры мостов и тоннелей была образована кафедра Автомобильных дорог, мостов и тоннелей.

Кафедрой с 2013 г. по настоящее время руководит кандидат технических наук, доцент Александр Владимирович Квитко, автор более 170 опубликованных научных и учебно-методических работ, в том числе 2 монографий, 29 учебных и учебно-методических пособий (учебные и учебно-методические пособия – все в соавт.), обладатель 54 патентов на полезные модели и изобретения. А. В. Квитко награжден дипломами и медалями Московского Международного салона изобретений и инновационных технологий «Архимед», являлся лучшим изобретателем Вооружённых сил РФ 2000 г., за выдающиеся успехи в учебе и научных исследованиях удостоен стипендии Президента Российской Федерации (2001 г.) и премии министра обороны РФ. (2010 г.).

 Наиболее известные выпускники

А.А. Брохно – вице-губернатор Правительства Ленинградской области; Н.А.Тарбаев – директор по техническим вопросам, директор по качеству ОАО МО - 19

В.А. Шмидт – генеральный директор ЗАО «Пилон»

В.И.Соколов – директор СЗ ИПК работников дорожного хозяйства и транспорта

Ю.Ю.Крылов и П.А.Выгодин – ГИП – в ЗАО «Институт «Стройпроект»»; А.Ю.Левакин – зам генерального директора Федерального дорожного агентства (РОСАВТОДОР)

А.С. Ярошутин – начальник отдела эксплуатации дорожно-мостовых сооружений дорожного Агентства республики Коми РФ

И.А. Пичугов – генеральный директор АО «Петербург-Дорсервис»

В.В. Калинин – генеральный директор ОАО «Асфальтобетонный завод №1», В.Г. Сирож – генеральный директор ОАО «Гарант»

В.В. Абрамов– генеральный директор ЗАО «ВАД»

В.П. Перевалов – первый заместитель генерального директора ЗАО «ВАД»

В.П. Олехнович - заместитель начальника ФКУ "Упрдор Москва - Нижний Новгород"

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Факультет безотрывных форм обучения
    Факультет безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку