Задачи кафедры

Кафедра экономики строительства должна осуществлять свою деятельность и постановку задач в логике развития, как высшего учебного заведения, так и всей системы отечественного высшего образования.

В последние годы приоритеты и целевые установки государства в управлении развитием образования заключаются в поддержке его как важнейшего ресурса формирования новой экономики, построенной на знаниях. На уровне кафедры это может быть выражено реализацией научно-квалификационной и научно-исследовательской функций.

Однако проблем у вузовской науки не мало. К ним относят проблемы старения кадрового состава, низкого уровня оплаты труда, старения материально-технической базы. На глобальном уровне утечка специалистов приводит к формированию образа России как поставщика идей и потребителя готовых технологий. В экспорте технологий расширяется доля научных исследований, а в их импорте – увеличивается доля объектов интеллектуальной собственности.

На государственном уровне значительное внимание для решения этой проблемы уделяется проработке стратегических подходов к реформированию государственного сектора науки. Наиболее разработанный аспект этих подходов – это механизмы институциональных преобразований. Мы уже были свидетелями этапа создания на конкурсной основе национальных и инновационных университетов, призванных укрепить вузовскую науку. На уровне кафедры, как структурного подразделения университета, также стоит проблема развития более тесной связи между наукой и образованием. Задачей кафедры экономики строительства в этой связи является реализация научно-квалификационной функции, которая включает в себя стимулирование профессионального роста профессорско-преподавательского состава, подготовку аспирантов (докторантов), издание научных работ и публикаций. Реализация научно-исследовательской функции кафедры предполагает осуществление научных исследований, выходящих за рамки квалификационных работ и актуальных для всего научного, образовательного и строительного сообщества, имеющих значение, как для экономической науки, так и для сферы строительства и инвестиций.

Еще одна проблема высшего учебного заведения сегодня заключается в необходимости перехода к работе по принципам системы менеджмента качества. Стандарт этой системы направлен на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Наши потребители – это наши студенты. На уровне кафедры к задачам улучшения качества образования может быть отнесено участие в оптимизации учебных планов по критерию качества за счет более полного соблюдения принципа преемственности, устранения дублирования, учета и согласования интересов всех субъектов образовательного процесса. Также задачей кафедры является повышение качества обучения студентов за счет перехода от «директивной» к «интерактивной» модели обучения, использование современных методик преподавания, обеспечение взаимосвязи и преемственности при изучении дисциплин, междисциплинарных связок, использование единых методик текущего и итогового контроля, балльно-рейтинговой системы. Фактически преподаватели должны работать как команда, объединенная общими целями и задачами и несущая коллективную ответственность за конечный результат.

На культурном уровне задачей кафедры в этой связи становится реализация интеллектуальной функции – повышения интеллектуального уровня общества (местного сообщества); культурной – повышения уровня общей культуры, как выпускников вуза, так и всего общества (местного сообщества); ресурсно-стратегической – формирования «стратегического национального запаса» первоклассных специалистов, т. е. формирования национальной (региональной) научной и интеллектуальной элиты.

Еще одна наболевшая проблема – это проблема интеграции с европейской системой высшего образования. Актуальным этот вопрос стал после того, как в октябре 2003 г. в Берлине Россия присоединилась к Болонскому соглашению. Как и практически по всем вопросам реформы высшего профессионального образования, позиции профессионального сообщества резко разделились. Несмотря на множество дискуссий по этому вопросу, необходимо отметить, что в условиях глобализации образовательных стандартов актуальным остается вопрос сохранения национальной специфики российского образования.

Задачей кафедры, в этой связи, является, конечно, реализация ее основной функции обучения – организации учебного процесса и подготовки студентов по соответствующим программам и направлениям. Она включает в себя контроль соблюдения основных принципов построения учебного плана применительно к дисциплинам, преподаваемым кафедрой, в частности принципа преемственности; обеспечение по каждой дисциплине, преподаваемой кафедрой, одинаковой структуры учебных часов (соотношения лекционных и практических часов, аудиторных и внеаудиторных) для схожих специальностей и направлений подготовки. Это позволит более рационально использовать трудовые и материальные ресурсы, организовать более эффективное использование технических средств и т. д. Целесообразной является работа по обоснованию предложений по включению новых дисциплин и спецкурсов в учебные планы направлений подготовки.

И, конечно, нельзя не сказать о такой немаловажной функции кафедры, как участие в дополнительном и непрерывном образования – организации систематических программ повышения квалификации специалистов; проблемных и практических семинаров в тех или иных областях; специальных учебных курсов, направленных на постоянное приближение новейших теоретических и практических разработок к заинтересованным специалистам.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что вместе с системой высшего образования кафедра экономии строительства должна перейти на качественно новый уровень работы с освоением новых инновационных форм образования и с сохранением традиций научной деятельности, преемственности научного знания.

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Факультет безотрывных форм обучения
    Факультет безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку