Научная деятельность

Научная деятельность кафедры начинается с момента ее возникновения как секции русского языка при кафедре иностранных языков. Первые иностранные учащиеся появились в ЛИСИ в 1946 г. Это были граждане Венгрии, Румынии, Монголии. В 50-е гг. количество иностранных студентов увеличилось до 100 (в основном за счет граждан КНР), и в августе 1955 г. приказом ректора была создана кафедра русского языка.

Заведовать ею стала кандидат филологических наук В. М. Самкова. Под её руководством кафедра одной из первых  в стране приступила к разработке темы «Научный стиль речи». Выбор темы определялся необходимостью формирования у иностранных учащихся коммуникативных навыков прежде всего в языке специальности, предыдущие исследования которого носили только общий характер и не отражали специфику дисциплин конкретного технического вуза. С учётом динамичного характера существования самого языка, а также изменения программ и стандартов обучения, актуальными оказывались и другие темы, разрабатывавшиеся в последующие годы: трудные случаи лексики и грамматики русского языка как иностранного, стилистические особенности русского языка, вопросы страноведения и лингвокультурологии, язык специальности, изучение литературы в иностранной аудитории, проблемы методики преподавания русского языка как иностранного и отдельных видов речевой деятельности и др.

За время существования кафедры многие её преподаватели закончили аспирантуру и докторантуру, было защищено 6 кандидатских диссертаций.

Повышению уровня квалификации преподавателей, большинство из которых – выпускники филологического факультета ЛГУ (СПбГУ), с 1970 г. со специализацией «русский язык как иностранный», способствовали также заграничные командировки. Начиная с 1961 г., более 15 преподавателей по направлению МВ и ССО СССР выезжали на краткосрочную и долгосрочную преподавательскую работу за рубеж. Сотрудники кафедры успешно работали в вузах Болгарии (Г. В. Алексеева), Индии (Г. И. Кустова), Италии (Г. А. Виноградова), Кубы (Г. И. Кустова, Н. В. Шеховцова), Монголии (Е. И. Степанова), Польши (Г. В. Алексеева, Г. А. Виноградова, Г. И. Карнаухова), Сирии (Т. И. Фролова), Финляндии (Л. П. Ивановская, В. И. Лебедева, И. С. Шенгелия), Франции (Г. В. Алексеева), Чехословакии (Г. А. Кудырская, Т. Е. Милевская, О. П. Агапкина), Югославии (Г. А. Задонская). Они не только проводили практические занятия по русскому языку, но и давали открытые уроки своим коллегам.

Научные интересы кафедры определялись в известной степени и контингентом  иностранных учащихся СПбГАСУ: до начала 90-ых годов в институте обучались студенты и аспиранты из более 70 развивающихся и социалистических стран. С 1970 по 1991 год (более 20 лет) на кафедре ежегодно работали летние курсы русского языка для студентов-переводчиков и других граждан Финляндии, поэтому проблемы сопоставительной грамматики также становились темами исследований, докладов и публикаций.

После 1990 г. при кафедре было создано Подготовительное отделение для иностранных учащихся с нулевым знанием русского языка, что явилось основанием для изучения и поиска эффективных способов презентации языкового материала при обучении грамматике и видам речевой деятельности этой категории студентов.

Новые научные задачи встали перед преподавателями–русистами в связи с введением в 2000 году нового образовательного стандарта и необходимостью совершенствования коммуникативной, культурной, профессиональной компетенций русскоговорящих студентов. Кафедра включилась в исследования, необходимые для составления программ по новому курсу – «русский язык и культура речи» в технических вузах, а также в создание для него учебно-методического комплекса.

Члены кафедры Л.В. Гилянова, Г.А. Задонская, А.Н. Комарова, Н.А. Кондратьева – сертифицированные эксперты ЕГЭ, ежегодно, начиная с введения новой формы экзамена, участвуют в проверке работ выпускников школ, Л.В. Гилянова преподает русский язык на подготовительных курсах при СПбГАСУ.

С 1999 г. кафедра является членом Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ).

Итак, к настоящему времени в соответствии с задачами кафедры и читаемыми на ней дисциплинами сложилось два направления в научно-исследовательской работе: теоретические и методические проблемы преподавания русского языка как иностранного и русский язык и культура речи в техническом вузе.

 

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Факультет безотрывных форм обучения
    Факультет безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку