История Университета 


Начало.
Университет основан 27 апреля (9 мая по н. ст.) 1832 г. указом императора Николая I как Училище гражданских инженеров (УГИ, 1832-1842) при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий. Первым директором УГИ был генерал-майор Ф. А. Козен.

17 декабря 1842 г. УГИ по указу Николая I было объединено с учрежденным при Академии художеств в 1830 г. Архитекторским училищем в Строительное училище (СУ, 1842-1882). С 1851 г. СУ было переведено в первый разряд учебных заведений Российской империи. Директорами СУ были инженер-генерал Ф. К. Притвиц, генерал-лейтенант А. Ф. Лишин, инженер-архитектор Р. Б. Бернгард. С 1867 г. для выпускников СУ инженер-архитекторов был утвержден нагрудный серебряный знак: выполненная славянской вязью аббревиатура «ИА» внутри увенчанного короной лаврового венка. С 1877 г. выпускники удостаивались звания гражданского инженера в чине XI-X классов, со следующего года для окончивших с чином Х класса был утвержден Знак гражданского инженера.
10 декабря 1882 г. повелением императора Александра III СУ было переименовано в Институт гражданских инженеров (ИГИ, 1882-1924). Первым директором ИГИ был уже упомянутый Р. Б. Бернгард. 17 декабря 1892 г. Институту присвоено имя императора Николая I.
На рубеже XIX-XX столетий Институт гражданских инженеров превратился в крупнейший в России архитектурно-строительный вуз, готовивший кадры в области архитектуры и гражданского строительства, стал признанным центром инженерной мысли и строительной науки. Творчество воспитанников ИГИ во многом определило архитектурный облик Санкт-Петербурга рубежа XIX-XX вв. в стиле эклектизма (И. С. Китнер), русского модерна (Н. В. Васильев), неоклассицизма (М. М. Перетяткович). География градостроительной деятельности питомцев Института обширна. Они оставили творческий след в архитектуре не только обеих столиц, но и Архангельска, Баку, Днепропетровска, Киева, Кишинева, Одессы, Риги, Тифлиса, Харькова, Читы и других городов России и за ее пределами.

Довоенные годы. В связи с переименованием Петрограда в Ленинград вуз с 1924 г. стал называться Ленинградским институтом гражданских инженеров (ЛИГИ, 1924-1930). С 1928 г. началась подготовка кадров через аспирантуру по ряду специальностей, с 1934 г. Институт получил право защит кандидатских диссертаций по всем специальностям. 20 мая 1930 г. ЛИГИ был переименован в Ленинградский институт коммунального строительства (ЛИКС, 1930-1931), в его состав входили три факультета: инженерно-архитектурный, коммунального строительства и экономический.
С октября 1931 г. вуз стал называться Ленинградским институтом инженеров коммунального строительства (ЛИИКС, 1931-1941), а факультеты были переименованы в санитарно-технический, строительный и архитектурный.
В довоенный период выпускники Института разрабатывали проекты генеральных планов Москвы (В. Н. Семенов) и Ленинграда (Л. А. Ильин), были авторами архитектурных проектов Дворца культуры им. М. Горького (А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский), кинотеатров «Москва» (Л. М. Хидекель) и «Гигант» (А. И. Гегелло, Л. Д. Кричевский), школ и других общественных зданий, жилого дома на Московском пр., 79 (Л. А. Ильин), и жилых массивов в новых районах нашего города.
Лидеры советского конструктивизма братья А. А., В. А. и Л. А. Веснины (двое первых - выпускники ИГИ) разработали проект Дворца труда (1923) и приняли участие во Всемирном конкурсе на проект Дворца Советов (1932) в Москве, строили ДнепроГЭС (1927-1932) на Украине и Дворец культуры ЗИЛ (1930-1934) в Москве.
Накануне Великой Отечественной войны вуз был переименован в Ленинградский инженерно-строительный институт (ЛИСИ, 1941-1992). 

В период войны и блокады. На фронте. В годы Великой Отечественной войны свыше 950 студентов, аспирантов, преподавателей, других сотрудников ЛИСИ и его выпускников, защитивших дипломные проекты в июне 1941 г., в том числе 150 девушек, ушли на фронт, работали в госпиталях и медсанбатах, служили в подразделениях МПВО.
Архитектор А. Веселовский, майор Войска Польского, был награжден высшей военной наградой ПНР - орденом Крест Грюнвальда. Студенты-архитекторы Л. Залгаллер, Ю. Гордеев, Н. Новоселов - командиры взводов минометного дивизиона - погибли в мае 1942 г. на Волховском фронте. Секретарь Ленинского райкома комсомола Александр Голубков окончил архитектурный факультет накануне ухода в армию, где он стал комиссаром гвардейского батальона. Он убит в августе 1942 г. в районе станицы Трехостровской под Сталинградом, где стояли насмерть гвардейцы-авиадесантники.
Доцент Н. Ф. Хомутецкий служил в политотделе 49-й армии и прошел с ней от Подмосковья до Эльбы. Майор Хомутецкий был удостоен трех боевых орденов. Архитектор С. А. Пермский (выпускник 1939 г.) в студенческие годы был секретарем комсомольской организации Института. На фронте он командовал батареей бронепоезда «Балтиец», в составе которой огонь по врагу вело носовое орудие, снятое с крейсера «Аврора».

В блокированном Ленинграде. В годы войны и блокады оставшиеся в Ленинграде воспитанники, преподаватели и служащие лабораторий ЛИСИ участвовали в решении задач, связанных с обороной города и сохранением памятников архитектуры. Они сооружали огневые точки, маскировали здания, укрывали исторические и архитектурные памятники, наблюдали за эксплуатацией зданий. В августе 1941 г. около 500 студентов и сотрудников Института под руководством профессора Г. В. Никитина были привлечены к работам по строительству оборонительных сооружений рубеже на р. Луга и в Ленинграде.
Профессора В. Г. Гевирц, В. Ф. Иванов, Г. В. Никитин, И. Г. Попов, В. Н. Соколовский и другие производили обследования объектов, пострадавших от бомб и снарядов. Под артиллерийским обстрелом питомцы Института С. Н. Давыдов, Д. А. Кючарьянц, М. М. Налимова, К. Д. Халтурин, О. Н. Шилина и другие обмеряли многие произведения архитектуры.
С участием специалистов-архитекторов решались вопросы маскировки Ленинграда, его военных объектов, задачи укрытия исторических архитектурно-художественных памятников. А. И. Гегелло Г. В. Никитин осуществляли маскировку Смольного, В. И. Пилявский, выполняя обязанности главного архитектора Адмиралтейства, обеспечивал его сохранность и консервацию, главный архитектор города Н. Б. Баранов руководил укрытием памятников Ленинграда. Ни один из монументов не был разрушен в период 900-дневной осады города.
Под руководством Н. В. Баранова и А. И. Наумова разрабатывались планы восстановления Ленинграда и его уникальных пригородов.

В эвакуации. Студенты-пятикурсники выпускались без защиты дипломных проектов и в начале февраля 1942 г. эвакуировались в Челябинск, 14 марта значительная часть коллектива Института вместе с коллективами других вузов города эвакуируется в Ессентуки. Но 6 августа в связи с оккупацией Ставрополья коллектив пришлось срочно переправлять на Алтай, в Барнаул, где в феврале 1943 г. был открыт механический факультет. Общее руководство эвакуацией Института и его работой на новом месте осуществлял директор ЛИСИ в 1938-1945 гг. Г. А. Чухманов, частью коллектива, эвакуированной в Ессентуки, затем в Барнаул, руководил Г. В. Никитин (директор в 1945-1948 гг.).
Частью коллектива ЛИСИ, оставшейся в блокированном Ленинграде для охраны здания, имущества и библиотеки Института, руководил и. о. директора К. П. Сергеев (1941-1944), который также обеспечил проведение занятий в конце блокады.

Жертвы войны и блокады. Более 220 человек погибло на фронте, от истощения в блокированном Ленинграде, при эвакуации. Жертвами голода и артобстрелов в блокаду стали профессора В. В. Арнольд, Б. М. Аше, Г. Д. Гримм, Л. А. Ильин, Н. П. Павлюк, В. Д. Ротгольц, Н. А. Тырса, Л. П. Шишко; доценты М. П. Виноградов, Г. Д. Дутов; ассистенты Г. Л. Дьяконов, Е. Н. Капоруллин и многие другие. Их имена занесены в Книгу памяти, которая хранится в музее истории Университета.
На фронтах минувшей войны сражалось 195 членов Ленинградского отделения Союза архитекторов СССР (ЛОСА), каждый четвертый из них не вернулся с войны. В результате блокады умерло еще 140 членов ЛОСА. Большинство из них - выпускники нашего вуза.
ЛИСИ возобновил свою деятельность одним из первых среди вузов Ленинграда 19 октября 1943 г. В августе 1944 г. вернулась значительная часть барнаульского коллектива - 250 человек. Уже в этом году число студентов превысило 800 человек, состоялись первые защиты дипломных проектов.

После войны. Восстановительные работы в Институте были завершены к 1948 г. В 1955 г. при ЛИСИ открыта докторантура по строительным и архитектурным специальностям.
В послевоенные годы выпускники ЛИСИ участвовали в возрождении разрушенных городов и промышленных объектов по всей стране. Вторая половина XX в. стала для коллектива нашего Университета временем накопления профессиональных и педагогических знаний, опыта и традиций, нашедших масштабное воплощение в подготовке и выпуске новых поколений дипломированных специалистов архитектурно-строительного профиля, в решении насущных архитектурных и градостроительных задач создания комфортной среды местообитания человека.
Выпускниками вуза разработаны проект Генерального плана Ленинграда (В. А. Каменский, А. И. Наумов), архитектурные проекты стадиона им. С. М. Кирова (А. С. Никольский), БКЗ «Октябрьский» (Г. П. Морозов и др.), ансамбля площади Победы с Монументом героическим защитникам города (арх. С. Б. Сперанский, В. А. Каменский, ск. М. К. Аникушин), гостиницы «Прибалтийская» (Н. Н. Баранов и др.), целого созвездия станций ленинградского метрополитена («Автово», «Балтийская», «Горьковская», «Гражданский проспект», «Елизаровская», «Кировский завод», «Московская», «Нарвская», «Площадь Александра Невского», «Политехническая», «Технологический институт») и др.
ЛИСИ награжден орденами Трудового Красного Знамени (1945) и Октябрьской революции (1982), медалью «За освоение целинных земель» (1963).
В годы Перестройки (1985-1991) вуз искал и находил новые формы и методы педагогической работы. В связи с возвращением нашему городу исторического имени ЛИСИ в 1992 г. был переименован в Санкт-Петербургский инженерно-строительный институт (СПбИСИ, 1992-1993).
22 июня 1993 г. Университет получил свое нынешнее наименование - Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ). Таким образом, Университет имел девять названий: УГИ-СУ-ИГИ-ЛИГИ-ЛИКС-ЛИИКС-ЛИСИ-СПбИСИ-СПбГАСУ.
За свою многолетнюю историю Университет подготовил более 60 тыс. специалистов, в том числе свыше 1,5 тыс. граждан из более чем 50 зарубежных государств. Его питомцы внесли значительный вклад в решение градостроительных задач России и других государств. Их трудом и талантом в разные годы созданы многие общественные и жилые здания и сооружения в нашем городе и по всей стране, возведены объекты за рубежом. Выпускники вуза трудятся на крупнейших стройках России и многих зарубежных стран, в проектных и научно-исследовательских институтах, достойно представляя alma mater.
     
Новейшая история Университета. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет сегодня - крупный учебный и научный центр, единственный в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации вуз, осуществляющий комплексную подготовку специалистов в области строительства, архитектуры, транспорта и инженерно-экологических систем. СПбГАСУ имеет давние профессиональные и педагогические традиции и постоянно обновляет технологии обучения, тематику и методику научных исследований.

В Университете в разные годы преподавали замечательные архитекторы и художники - Д. И. и Г. Д. Гриммы, В. А. Шретер, В. В. Эвальд, Н. В. Султанов, П. Ю. Сюзор, А. И. Гоген, А. И. Дмитриев, И. С. Китнер, Г. П. Передерий, К. В. Маковский, Г. М. Манизер. Читали лекции и вели научную работу профессора М. В. Остроградский, В. В. Скобельцын, Э. X. Ленц, Н. А. Белелюбский, Н. А. Богуславский, Ф. С. Ясинский, В. А. Гастев, С. Н. Нумеров, Н. Я. Панарин, П. И. Боженов, Б. И. Далматов, С. М. Шифрин, Н. Ф. Федоров и др.

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ) - старейшее в России высшее учебно-техническое заведение по подготовке архитектурно-строительных кадров. Его история тесно связана с историей архитектуры и градостроительства нашей страны и особенно Петербурга.

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Факультет безотрывных форм обучения
    Факультет безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку