БЕРЕЗОВСКИЙ Николай Матвеевич 

3(15).12.1879 – 8.04.1941

Гражданский инженер (архитектор), педагог, путешественник. Православного вероисповедания. Окончил Приют принца Петра Георгиевича Ольденбургского (приравнивался к реальным училищам Министерства народного просвещения). Поступил в ИГИ в 1902 г., учился 14 лет.
Выпускник ИГИ 1916 г. по 2-му разряду. Участник Первой мировой войны, участник несостоявшегося похода Красной Армии в Индию в годы Гражданской войны. Член Свердловской организации Союза архитекторов РСФСР (СО СА) с 1936 г. Выбыл из СО СА по инвалидности в январе1941 г.
Участник в качестве художника («рисовальщика») экспедиции 1905–1907 гг. в Кучарский оазис Восточного (Китайского) Туркестана, где находились храмы и пещеры с буддийскими изображениями, надписями и рукописями. Экспедицией руководил его двоюродный брат М. М. Березовский (1848–1912). Николай Матвеевич занимался изготовлением калек и копий с настенных росписей.
Автор первоначального проекта (1909) Буддийского храма в Петербурге (Приморский пр., 91; 1909–1915; автор-строитель Г. В. Барановский).
После революции помощник архитектора 3-го участка в Петрограде. Был председателем комитета бедноты дома № 80 по Обводному каналу.
В 1919 г. по решению Реввоенсовета Республики вызван в Москву для организации Афганско-Индийской экспедиции в Туркестан, Афганистан и Индию. Участвовал в ее организации и выехал с одним из отрядов, но в связи с изменением политической ситуации (наступление войск Н. Н. Юденича) экспедиция была расформирована в Самаре. Возвращен в Петроград по месту прежней службы.
В 1920 г. направлен для изыскания и постройки Великого Северного железнодорожного пути (неосуществленный проект железной дороги, соединяющей берег Баренцева моря с водными магистралями Западной Сибири с дальнейшим продолжением на восток до Татарского пролива). Работал заместителем главного инженера «Северостройки».
С середины 1920-х гг. работал и жил на Урале, в Свердловске (до 1924 г. Екатеринбург). В годы индустриализации участник (архитектор-проектировщик) ряда строек промышленных гигантов цветной металлургии на Урале.
В 1930-е гг. работал архитектором в Северном государственном институте по проектированию предприятий цветной и золото-платиновой промышленности «Севгипроцветмет» Наркомата тяжелой промышленности СССР в Свердловске. Автор проекта здания управления Уральского областного дорожного транспортного треста «Уралоблдортранс» в Свердловске, генерального плана Среднеуральского медеплавильного комбината (Средуралмедькомбинат — СУМК) в г. Ревда Свердловской обл., здания гидростанции для Невьянского механического завода (ныне Невьянский машиностроительный завод) в г. Невьянске Свердловской обл,. конкурсного проекта фасада Свердловской электростанции им. А. И. Рыкова (в 1934 г. получил половину суммы 1-й и 2-й премий).
Преподавал в Свердловске с 1924 г. на различных курсах для строительных десятников (бригадиров) и кирпичных мастеров, затем до своей смерти — на строительном факультете Уральского строительного института им. С. М. Кирова в Свердловске (ныне Уральский федеральный университет (УрФУ) имени первого Президента России Б. Н. Ельцина).
Умер и похоронен в Свердловске (ныне Екатеринбург). 

В. Ю. Жуков,
канд. ист. наук, доцент


Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Факультет безотрывных форм обучения
    Факультет безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку