КОТОВИЧ Николай Иванович 

25.12.1875 (6.01.1876) – 8.05.1934 

Гражданский инженер (архитектор). Выпускник ИГИ 1899 г.
Городской (главный) архитектор Бреста (Польша) в 1928–1929 гг.
Увлекался автомобилями. Эмигрант, монархист, участник антибольшевистских организаций.
Член Императорского общества архитекторов России, Общества гражданских инженеров, Императорского технического общества, Императорского пожарного общества, Петербургского городского кредитного общества, Общества исследования Черноморского побережья, Наблюдательного совета Пожарного общества Петербургской и Выборгской губерний.
Председатель Правления акционерного общества Сиверской фабрики обработки дерева, Правления Первой петербургской строительной артели.
Зам. председателя Правления Школьного общества в Вырице Петербургской губернии, член Правления акционерного общества Преображенской керамической фабрики, Правления Петербургского пригородного пожарного общества.
Член (с 1900-х) и зам. председателя (в 1910-х) Санкт-Петербургского автомобиль-клуба (СПАК) под покровительством вел. кн. Сергея Михайловича (внук имп. Николая I). Участник на своем автомобиле «Форд» и победитель Девятой верстовой (на 1 версту) автогонки «Волхонка» 6 мая 1912 г.
Гласный Петроградской городской думы с 20 июня по 30 ноября 1917 г.
Родился в г. Вильна (Российская империя, ныне Вильнюс, Литва) в семье известного виленского протоиерея Иоанна Антоновича Котовича (1839–1911) и Марии Ивановны Котович (урожд. Теодорович) — сестры выдающегося исследователя Волыни, историка-краеведа Н. И. Теодоровича (1856–1920-е). Имел брата Бориса Ивановича Котовича и двух сестер: Екатерину Ивановну Котович (в замужестве Геппенер) и Марию Ивановну Котович.
В 1885 г. поступил в приготовительный класс Первой виленской мужской гимназии, которую окончил в 1894 г. В том же году переехал в Петербург и поступил в ИГИ, который окончил в 1899 г. По окончании вуза причислен к Техническо-строительному комитету Министерства внутренних дел (ТСК МВД), где проработал инженером с 15 октября 1899 по 2 мая 1903 г.
Затем архитектор Петербургского градоначальства, одновременно инженер-архитектор Центрального правления «Общества друзей народа» и «Общества взаимного кредита Петербургского уезда», также занимался частной практикой.
Строил в Петербурге, Вырице, Петергофе, Казани, в эмиграции — в Пинске и Бресте (Польша) в стилях неоклассицизм, модерн и «кирпичном стиле» доходные дома, театры и кинотеатры, церкви, производственные сооружения (фабрики, заводы, мельницы, магазины, склады), мосты. Построил в Петербурге здание Литейного театра (1909), кинотеатр «Пикадилли» (1913, с 1932 — «Аврора»), собственный доходный дом на Кабинетской ул. (ныне ул. Правды) и др.
Лето проводил с семьей на даче в пос. Вырица под Гатчиной. Построил в Вырице несколько вилл, мост через р. Оредеж, здание Торговой школы, деревянную Петропавловскую церковь (1906–1908) и одноименную деревянную церковь в пос. Карташевская (1913). Разработал проект дачного поселка площадью в 150 десятин в имении Заречье богатого лесопромышленника А. Х. Ефремова.
По личному поручению МВД и Министерства императорского двора к 200-летию Полтавской битвы на поле минувшего сражения возвел различные сооружения, в том числе деревянные трибуны для участников торжеств и свиты имп. Николая II (1909). По заказу Всероссийского аэроклуба в Петербурге построил на Комендантском поле аэродром — ангары, хозяйственные и жилые строения (конец 1900-х). Перед революцией разработал проект курортного «города-сада» в Сочи.
Октябрьскую революцию и советскую власть не принял. Возможно, участвовал в какой-нибудь подпольной антибольшевистской организации. Четыре раза арестовывался и продолжительное время находился под арестом.
По приглашению своего виленского друга и однокурсника, ведущего казанского архитектора К. С. Олешкевича (1873–1935), переехал в Казань. Преподавал в Казанском политехническом институте металлические и железобетонные конструкции с 1 января по 16 ноября 1921 г. Перестроил в Казани и ее окрестностях мыловаренную фабрику Альметьева, суконную фабрику Асланова и стекольный завод Бондарева.
В начале 1922 г. с семьей эмигрировал в Польшу, поселился в полесском г. Пинск, где купил двухэтажный особняк в парке на берегу р. Пина. Руководитель созданного им в Пинске Строительного и землемерного бюро с 10 июня 1922 г. Проектировал и строил частные дома, производственные сооружения (больница доктора Евсеенко, гостиница М. Шмида, производственные корпуса спичечной фабрики), церкви и др.
Был политически активен. Возглавил в Пинске монархическую организацию, а с августа 1925 г. стал председателем временного правления местного отдела Русского благотворительного общества (РБО), резиденция которого в Пинске находилась в доме Котовича по улице Набережной, 88.
Член подпольной организации русских эмигрантов «Братство Русской Правды» (БРП) с осени 1923 г., возглавлял пинскую секцию БРП. Когда в июле 1924 г. в Париже генерал барон П. Н. Врангель (1878–1928) создал «Русский общевоинский союз» (РОВС) белой эмиграции, почти все члены пинской монархической организации и БРП вошли и в РОВС.
Как руководитель пинских монархистов поддерживал связь с вождями белой эмиграции и РОВС — вел. кн. Николаем Николаевичем младшим (1856–1929; у части белой эмиграции считался претендентом на российский престол), генералами П. Н. Врангелем и А. П. Кутеповым (1882–1830). Весной 1925 г. встречался с нелегально посетившим Пинск одним из деятелей РОВС генералом Н. В. Скоблиным (1893–1937 или 1938; с 1930 тайный агент ОГПУ). Помимо своей воли был вовлечен в организованную чекистами против белой эмиграции операцию «Трест».[1]
Переехал на постоянное местожительство из Пинска в Брест (тогда в составе Польши, в 1939–1941 и в 1945–1991 гг. в СССР, с конца 1991 г. в Республике Беларусь) в 1928 г. В Бресте продолжил политическую деятельность, возглавив местную секцию боевой организации ген. Кутепова. После того, как контролеры организации выявили исчезновение 300 долларов, предназначенных для переправки в СССР, отстранен от должности по указанию вел. кн. Николая Николаевича.
Полностью переключился на работу в «Братстве Русской Правды». Был также казначеем брестского отделения Русского национального объединения (РНО) — созданной в 1926 г. общественно-политической организации, призванной выражать интересы русского и православного населения Польши.
Городской (главный) архитектор Бреста по результатам конкурса с 3 апреля 1928 по 31 января 1929 г. Уволился по состоянию здоровья.
24 апреля 1930 г. вместе с предпринимателем Львом Кацем создал общество с ограниченной ответственностью «Строительное предприятие инженер Н. Котович и Л. Кац» для проведения строительных работ по заказам государственных учреждений, коммунальных и частных фирм, которое вскоре разорилось.
Высокий блондин с карими глазами, учтивый и приятный в общении.
Был женат на Марии Ивановне Котович (урожд. Гноева) с января 1904 г. Имел сына Николая Николаевича Котовича (18(31).03.1908 – ?).
Умер и похоронен в г. Бресте, на Тришинском православном кладбище. 

Составлено по:
Ильин А. Петербургский и пинский архитектор Николай Котович (http://brama.brestregion.com/nomer24/artic16.shtml).

 

В. Ю. Жуков,
канд. ист. наук, доцент



[1] Операция «Трест» — контрразведывательная операция Государственного политического управления (ОГПУ) в 1921–1927 гг. по выявлению монархистов и антибольшевистского подполья с помощью созданной ОГПУ фальшивой организации «Монархическое объединение Центральной России» (МОЦР). В результате была полностью скована разведывательно-подрывная деятельность белоэмигрантских объединений на территории СССР.
[2] Каплица (польск.) — часовня, молельня.

Факультеты

  • Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
    Факультет инженерной экологии и городского хозяйства
  • Автомобильно-дорожный факультет
    Автомобильно-дорожный факультет
  • Факультет экономики и управления
    Факультет экономики и управления
  • Архитектурный факультет
    Архитектурный факультет
  • Строительный факультет
    Строительный факультет
  • Факультет безотрывных форм обучения
    Факультет безотрывных форм обучения
  • Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
    Факультет судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте
Форма обратной связи:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
Сообщение:
Введите код с картинки: Обновить картинку

Обновить картинку