En

Научная деятельность кафедры начертательной геометрии и инженерной графики

В 1930 г. в Ленинградском инженерно-строительном институте (ЛИСИ) была создана кафедра начертательной геометрии. Возглавил кафедру А. И. Виксель, который начал свою преподавательскую и научную работу ещё в 1902 г.; до 1951 г. он руководил организованной на кафедре аспирантурой.

В 1951–1963 гг. кафедрой заведовал кандидат архитектуры А. Я. Зметный. В это время научные интересы кафедры сосредотачивались на вопросах аксонометрических и перспективных проекций.

В 1965 г. кафедру возглавил К. И. Вальков – создатель теории геометрического моделирования. Под его руководством велась активная научная работа: были защищены девять кандидатских диссертаций, а Ю. П. Сухарев стал доктором технических наук.

В это время на кафедре сложилась научная школа, известность и значимость которой подкреплялась помимо К.И. Валькова научной деятельностью О. С. Бударина, В. А. Волошинова, В. Л. Климентьева, Е. А. Димантова, А. Н. Станкова, В. А. Соколова, Ю. В. Сачунова, Л. И. Поляковой и других. Научные исследования тех лет были направлены на развитие методов геометрического моделирования и приложения их к другим разделам научного знания.

К числу таких вариантов использования геометрических методов при решении конкретных научно-технических задач относились:

  • разработка аппаратуры для выполнения стереотаксических операций на головном мозге;
  • исследование условий и особенностей проведения экспериментов, связанных с обобщённой (базисной) системой координат;
  • выявление приёмов, позволяющих осуществлять синтез некоторых пространственных механизмов;
  • изучение способов метрической обработки фотографий, полученных в результате стереоскопической съемки через преломляющую среду;
  • усовершенствование техники построения номографических моделей без использования аналитических представлений.

Теоретические исследования касались вопросов обобщения проекционного аппарата при моделировании трёхмерного пространства, анализа и систематизации ряда линейных геометрических алгоритмов.

Развитие и внедрение в инженерную, строительную и архитектурную практику методов компьютерного проектирования нашло отражение в научных интересах современных сотрудников кафедры. В настоящее время исследуются пути использования возможностей компьютерной графики для повышения эффективности учебного процесса по геометро-графическим дисциплинам (Е. А. Солодухин, О. Н. Леонова).

Важным направлением научного интереса преподавателей кафедры является исследование психолого-педагогических аспектов организации учебного процесса (С. С. Шувалова, Е. А. Солодухин, Л. Н. Королёва, Е. А. Разумнова, Н. А. Семёнова, О. В. Мельникова).

Преподаватели кафедры ежегодно участвуют в научных конференциях разного уровня, что отражается в публикациях статей в научных сборниках университетских, российских и международных конференций.

Важной формой активизации учебно-познавательной деятельности студентов является привлечение их к научной работе на начальных этапах обучения в высшей школе. Под руководством преподавателей выполняется исследование по заданной теме, не входящей в учебную программу, т. е. происходит расширение учебного курса и включение студентов в научную среду университета. Студенческие исследования отражают область научных интересов преподавателей кафедры и выражаются в виде докладов на научных конференциях и публикаций в научных сборниках.

Преподаватели кафедры считают, что узкий подход к содержанию геометрических задач, формам реализации геометрических алгоритмов тормозит научное развитие в этой области. Для поддержки геометрического образования специалистов и уровня их геометрической культуры в университете ежегодно проводится студенческая олимпиада по начертательной геометрии. Университетская команда принимает участие в городской межвузовской олимпиаде. Являясь призером региональной олимпиады по начертательной геометрии, команда успешно участвует во Всероссийской олимпиаде в Москве. Руководителем подготовки команды и организации олимпиады в университете выступает В. С. Соколова.

Основные научные направления

На кафедре осуществляется графо-геометрическая подготовка для всех инженерных, строительных и архитектурных специальностей. Таким образом, научные интересы сотрудников касаются различных сторон приложения учебной дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика» к этим направлениям обучения.

В условиях реорганизации высшей школы актуальным является направление научно-педагогических исследований организации учебного процесса:

  • история развития и становления начертательной геометрии как учебной дисциплины;
  • психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса;
  • разработка методик стимулирования успешности обучения;
  • контроль качества подготовки по дисциплине;
  • начертательная геометрия как инструмент развития графической культуры студентов.

Научно-исследовательские работы

В этот период проведены следующие научно-исследовательские работы по внутривузовскому заданию, в выполнении которых приняли участие все преподаватели кафедры.

  • Исследование и модернизация методики преподавания начертательной геометрии и инженерной графики в техническом вузе (руководитель С. С. Шувалова).
  • Исследование и проектирование образовательных программ по начертательной геометрии и инженерной графики с учётом профессиональной специализации на основе научно-практического подхода (руководитель С. С. Шувалова).
  • Исследование и поиск методов реализации компетентностной модели графической подготовки студентов СПбГАСУ в условиях ФГОС ВПО (руководитель С. С. Шувалова).
  • Исследование и применение инновационных технологий в преподавании начертательной геометрии и инженерной графики в СПбГАСУ (руководитель С. С. Шувалова).

Научные результаты

1. В целях профессиональной ориентации высшего образования:
  • разработана структура и определено содержание информационной поддержки образовательной программы по начертательной геометрии и инженерной графике для разных форм обучения и направлений подготовки; разработана модель структурно-логической схемы информационной поддержки обучения графическим дисциплинам;
  • определено направление развития схемы сайта и дистанционного обучения по дисциплине;
  • исследован опыт применения проектного подхода к разработке учебных заданий по начертательной геометрии и инженерной графике.
Кроме того, информационная поддержка процесса обучения включает в себя электронные учебники, учебные и методические пособия, которые охватывают тот объем учебного материала, который предусмотрен рабочей программой по дисциплине. Помещённые в настоящее время на сайт методические и учебные пособия для студентов очной и заочной форм обучения составляют ядро этой структурной схемы, хотя есть и запроектированные, но не отработанные на сегодняшний день компоненты.

2. В целях организации мультимедийной образовательной среды:
  • проанализирован опыт использования документ-камеры – универсального прибора, применяемого в настоящее время в процессе обучения графическим дисциплинам в СПбГАСУ;
  • разработан современный учебно-методический комплекс, ориентированный на новейшие технологии обучения: мультимедийный учебный курс по начертательной геометрии для студентов архитектурного факультета СПбГАСУ. Предложенный проект включает материалы по следующим разделам начертательной геометрии: ортогональные проекции, решение позиционных задач, тени в ортогональных проекциях, перспективные проекции;
  • проведена корректировка разработанного учебного курса на основе анализа опыта его применения в мультимедийном варианте.
3. В целях оптимизации и интенсификации учебного процесса:
  • разработана методика повышения качества графо-геометрической подготовки студентов-иностранцев, недостаточно хорошо владеющих русским языком; разработана структура и определено содержание базового курса по начертательной геометрии для студентов-иностранцев, выбраны разделы для презентаций, составлен опорный конспект и текст лекций на английском языке;
  • разработан терминологический словарь для методического обеспечения учебного процесса при работе со студентами-иностранцами; каждому понятию дается развёрнутое объяснение, приводятся примеры его применения;
  • исследованы технологии дистанционного и интерактивного обучения инженерной графике студентов ФБФО;
  • исследованы технологии дистанционного и интерактивного обучения инженерной графике студентов с ограниченными возможностями.
Предполагаемое использование результатов в учебном процессе: чтение лекций и проведение практических занятий по начертательной геометрии в вузе, применение новейших обучающих технологий и методик для повышения качества подготовки по дисциплине, разработка необходимых учебных материалов.

Основные публикации

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК

  1. Королёва Л. Н. Психологические аспекты восприятия студентами графического иллюстрирования лекций по начертательной геометрии/ Л. Н. Королёва// Вестник гражданских инженеров. – 2014. – № 3 (44). – С. 283–288.

  2. Мельникова О. В. Комплексный анализ формирования студентами «образа города» на основе метода семантического дифференциала/ О. В. Мельникова// Вестник гражданских инженеров. – 2014. – № 3 (44). – С. 302–307.

  3. Мельникова О. В. Исследование представлений студентов о профессионально-важных качествах архитектора/ О. В. Мельникова// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2014. – № 164. – С. 221–225.

  4. Королёва Л. Н. Методология организации практических занятий по начертательной геометрии/ Л. Н. Королёва// Вестник гражданских инженеров. – 2013. – № 6 (41). – С. 305–311.

    Шувалова С. С. К истории студенческого научного общества СПбГАСУ/ А. Г. Михайлова, С. С. Шувалова// Вестник гражданских инженеров. – 2013. – № 6 (41). – С. 422–424.

  5. Мельникова О. В., Соловьёва Е. А. Некоторые особенности образного мышления студентов архитектурных и строительных специальностей/ О. В. Мельникова, Е. А. Соловьева// Вестник гражданских инженеров. –2013. – № 6 (41). – С. 346–352.

Другие публикации

  1. Леонова О. Н. Начертательная геометрия в примерах и задачах: учебное пособие/ О. Н. Леонова, Е. А. Разумнова. – СПб: издательство «Лань», 2018. – 212 с. – ISBN 978-5-8114-2918-9

  2. Солодухин Е. А. Инженерная графика. Резьбовые соединения: учебное пособие/ Е. А. Солодухин. – СПб: СПбГАСУ, 2017. – 76 с. – ISBN 978-5-9227-0788-6

  3. Королёва Л. Н. Инженерная графика. Проекционное черчение: Учебное пособие/ Л. Н. Королёва, О. Н. Леонова. – СПб: СПбГАСУ, 2017. – 74 с. – ISBN 978-5-9227-0758-9

  4. Шувалова С. С. Пространственное воображение и начертательная геометрия/ С. С. Шувалова// Материалы Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы». – Новосибирск: Сибстрин, 2016. – С. 175–176.

  5. Соколова В. С. Начертательная геометрия. Тени в ортогональных проекциях. Тени в перспективе и аксонометрии: учебное пособие/ В. С. Соколова. – СПб: СПбГАСУ, 2015. – 44 с. – ISBN 978-5-9227-0579-0

  6. Шувалова С. С. Начертательная геометрия. Касательные плоскости: учебное пособие/ С. С. Шувалова. – СПб: СПбГАСУ, 2015. – 24 с. – ISBN 978-5-9227-0578-3

  7. Леонова О. Н. Начертательная геометрия в примерах и задачах: учебное пособие/ О. Н. Леонова, Е. А. Солодухин. – СПб: СПбГАСУ, 2015. – 74 с. – ISBN 978-5-9227-0610-0

  8. Мельникова О. В. Образное кодирование как операция профессионального воображения и мышления студентов-архитекторов/ О. В. Мельникова, Е. А. Соловьева// Труды Международной научно-практической конференции «Психология труда, инженерная психология и эргономика 2014» (Эрго-2014)/ Под ред. А. Н. Анохина, П. И. Падерно, С. Ф. Сергеева. – Тверь: МОО «Эргономическая ассоциация», 2014. – С. 135–141.

  9. Соколова В. С. Олимпиады как социально-воспитательная компонента учебного процесса/ В. С. Соколова// Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в образовании и науке». – Ч. 21. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013. – С.107–108.

  10. Разумнова Е. А. Влияние методики обучения эскизированию на адаптацию студентов-механиков при изучении инженерной графики/ Е. А. Разумнова, В. К. Заикин// Материалы Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы и технологии в современном мире»/ Отв. ред. Т. С. Искужин. – Уфа: АНО «ИЦИПТ», 2013. – С. 77–81.

  11. Шувалова С. С. Начертательная геометрия. Метрические задачи: учебное пособие/ С. С. Шувалова. – СПб: СПбГАСУ, 2013. – 42 с. – ISBN 978-5-9227-0475-5

  12. Шувалова С. С. Начертательная геометрия. Перспектива и тени: учебное пособие/ С. С. Шувалова. – СПб: СПбГАСУ,  2013. – 54 с. – ISBN 978-5-9227-0429-8


Анализ публикационной активности

Преподаватель

Индекс Хирша

Количество цитирований

суммарное

среднее на статью

Шувалова С. С.

1

5

0,57

Гурьева Ю. А.

2

32

1,78

Денисова Е. В.

2

35

0,74

Заикин В. К.

2

13

1,29

Каляшов В. А.

2

16

0,41

Леонова О. Н.

1

7

0,83

Мельникова О. В.

2

24

0,79

Разумнова Е. А.

1

9

0,57

Семёнова Н. А.

1

4

0,67

Швецова В. В.

1

19

0,25

* По состоянию на октябрь 2022 г.