18 апреля в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете состоялась встреча студентов с американским архитектором Даниэлем Либескиндом.
Мероприятие проходило в рамках Международного творческого форума «Архитектурные сезоны 2015».
Даниэль Либескинд – американский архитектор-деконструктивист. Его творческий путь представляет определенный интерес. Он является одним из семи архитекторов, принимавших участие в выставке «Архитектура деконструктивизма». На данный момент, помимо проектной деятельности Даниэль Либескинд преподает и читает лекции во многих вузах по всему миру.
Долгожданная встреча состоялась в актовом зале СПбГАСУ, где к моменту начала лекции не осталось ни одного свободного места! Для начала присутствующих познакомили с биографией известного американского архитектора: слушатели узнали, насколько интересна и невероятна история этого деятеля.
Творчество и философия Даниэля Либескинда является отражением его жизненного пути. Он родился в Польше, в полуразрушенном городе Лодзь, оставленном нацистами. Часть его семьи погибла в газовой камере, и эти события навсегда оставили отпечаток в памяти. Музыка, геометрия, слово — все это неотъемлемые источники вдохновения в его творчестве. В особенности, это можно наблюдать в проекте расширения Королевского музея Онтарио в Торонто.
Лекция была живой, яркой и запоминающейся! Сам Даниэль не хотел ограничиваться монологом о своих творческих успехах: он превратил выступление в дискуссию со студентами и преподавателями. Знаменитый архитектор искренне и открыто отвечал на каждый вопрос, уделяя особое внимание своей жизненной позиции.
«Мои проекты либо любимы, либо – нет»,– отмечает сам архитектор. И этому есть вполне логичное объяснение: Даниэль уверен, что архитектура – своего рода язык, пусть и не всегда понятный. Одни воспринимают этот язык, как музыку. «Каждое здание излучает определенную мелодию», – утверждает маэстро. Для других этот язык звучит стихотворением, поэмой, драмой или даже комедией. Именно поэтому, зодчество для Либескинда всегда было поводом сотворить чудо, воплотить в реальность то, что скрыто в воображении, и это «нечто» должно поражать, наставлять, учить.
И, разумеется, архитектура – это страсть! «Я приверженец экспрессии! Я никогда не любил нейтральность. Для многих архитектура – просто здания, однако для меня это не совсем так. Архитектура – поэтическая идея, поэтому меня никогда не привлекали «молчаливые» формы. Молчание – это кладбище, но никак не город», – поясняет Даниэль Либескинд.
Сегодня наука прогрессирует с невероятной скоростью, рождая тысячи идей и мнений. Однако стоит лишь посмотреть на здания, которые окружают нас, и мы замечаем, насколько архитектура интерна! Изменять форму стен не так просто, поэтому зачастую мы рукоплещем очередной коробке.
Архитектура, по мнению Даниэля Либескинда, это история сражения человека с камнем, борьба за превращение невозможного в реальное. Как приверженец радикального подхода в строительстве, он считает, что в каждом здании должен быть заложен элемент риска: «Что есть привычка? Это оковы. Когда мы видим типовые четырехугольные здания, мы привыкаем к этому стандартному набору углов, света и строительных материалов». Предложения маэстро – это новый, свежий взгляд на проблему. Он хочет, чтобы проектируя то или иное здание, архитектор думал о людях, которым предстоит в нем жить. И также, по его мнению, архитектор – одна из самых оптимистичных профессий: «Пессимистом может быть генерал, экономист или политик. Музыкант может сочинять в миноре, художник – писать в темных тонах, но архитектура – это вера в лучшее будущее. Когда человек находится в здании, у него должны возникать позитивные мысли».
Наверное, оттого Даниэль Либескинд рассматривает архитектуру наукой не столько технической, сколько гуманитарной: «Каждый зодчий, прежде всего, должен думать о том, что расскажет его здание, как повлияет оно на человека, что внесет в его жизнь. Так давайте же создавать умную архитектуру»!
Карина ИВАНОВА,
студентка 2 курса СПбГАСУ
Врезы
Еврейский музей в Берлине когда-то превратил Даниэля Либескинда в мировую знаменитость. Он позволяет посетителям на некоторое время отвлечься от повседневности и погрузиться в сложную эпоху Второй мировой войны.
Покорил конкурсную комиссию проект в первую очередь своей дешевизной. Изначально Еврейский музей планировался как филиал краеведческого музея Западного Берлина, и лишних денег на его создание у администрации не было. К тому же имелся целый ряд жестких технических условий, которые для многих проектировщиков стали непреодолимым препятствием, а Даниэль Либескинд разрешал их чуть ли не играючи. В частности, необходимо было объединить новое здание с основным, которое являлось архитектурным памятником ХVIII века, и не исказить, при этом, внешний вид великолепного дворца эпохи барокко. Архитектор решил задачу довольно просто: он сделал между обоими зданиями невидимый снаружи подземный переход. Чтобы удлинить путь вдоль экспозиции, здание выполнил в плане зигзагообразным. В этом зигзаге многие сразу усмотрели сломанную звезду Давида — символ трагической еврейской судьбы.
В подземном этаже архитектор создал особый мир, проложив три дороги, которые символизируют основные исторические пути еврейского народа. Одна из них ведет в «Башню Холокоста», где архитектурными приемами рассказывается о величайшей трагедии еврейского народа. Вторая приводит в поэтический «Сад Изгнания»: здесь человек буквально теряет ориентацию в пространстве подобно эмигранту, лишенному ориентиров в новой непривычной жизни. Таким образом, на языке символов и архитектурных аллегорий повествуется о судьбе народа, лишенного родины. Третья — «Дорога Жизни». Она создает иллюзию невероятно длинного пути, символизирующего несколько тысяч лет исторической судьбы еврейского народа, и ведет к крутой и опасной на вид главной лестнице, которая без слов дает представление о трудной судьбе людей. Еврейский музей является главной «приманкой» для многочисленных гостей Берлина.
Королевский музей Онтарио является одним из самых необычных зданий в Торонто. Началось все в 1857 году, когда в училище, готовящем будущих преподавателей школ и колледжей, появилась небольшая коллекция произведений искусства… На сегодняшний день, это не просто склад древностей, а целый учебный центр для юного поколения: ребят часто приводят сюда на уроки и экскурсии их преподаватели. И это не случайно: здесь собрано огромное количество вещей, которые необходимо сохранить для будущих поколений. Это останки древних динозавров и азиатские ковры, оружие и картины знаменитых европейских художников, древние вазы и статуи Будды, а также многое другое.
Новая часть здания, выстроенная по проекту Даниэля Либескинда, состоит из стекла и металла. Внешне она напоминает фантастический предмет: будто огромный кристалл взлетает вверх вслед за своими алюминиевыми башнями. Еще «на бумаге» проект оказался весьма дорогостоящим, однако городские власти решились на его воплощение, и во многом благодаря жителям: около 30 миллионов долларов внес бизнесмен Майкл Ли Чин.
Победителем в конкурсе на застройку территории бывшего Всемирного торгового центра (World Trade Center) в Нью-Йорке стал Даниэль Либескинд. Центральное место в его проекте занимает мемориальный комплекс жертвам 11 сентября 2001 года. На территории взорванных башен-близнецов разместится музей, а также две площади – «Парк героев» и так называемый «Световой Клин». Окружающие их здания спланированы таким образом, чтобы не отбрасывать тень в промежутке времени между 8 часами 46 минутами (когда в башню врезался первый самолет) и 10 часами 28 минутами (когда рухнула вторая башня). Над мемориалом должна протянуться круговая пешеходная дорожка, с которой будет открываться вид на котлован.
Вокруг мемориального комплекса будут выстроены несколько офисных небоскребов. К одному из них предполагается пристроить гигантскую вертикальную оранжерею, где будут собраны образцы растений со всей Земли. Высота этой башни должна составить 541 метр, что выбрано неслучайно: в футах она составляет 1776 метров, и по числам соответствует году провозглашения независимости Соединенных Штатов.
В нижних уровнях комплекса расположатся разнообразные общественные пространства: новый железнодорожный вокзал, соединенный со станцией метро; магазины; отели; рестораны и кафе.
Название всему проекту – «Сады мира» («Gardens of the World») – дала оранжерея. Даниель Либескинд обосновывая его тем, что на протяжении всей истории цивилизации сады олицетворяли вечное продолжение жизни.
{gallery name='19042015_m'}