Анжелика Абросимова, докторант кафедры наземных транспортно-технологических машин СПбГАСУ, выполнила научно-исследовательскую работу «Анализ влияния природно-климатических факторов на аварийность» в рамках конкурса грантов на выполнение научно-исследовательских работ научно-педагогическими работниками Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета в 2024 г.
Работа посвящена исследованию динамики изменения статистики дорожно-транспортных происшествий во взаимосвязи с изменяющимися природно-климатическими факторами и установлению их влияния на аварийность.
Проведенные исследования позволили классифицировать регионы Российской Федерации по природно-климатическим факторам и выявить «критические» месяцы, для которых на основании обработанных статистических данных характерны перепады температуры воздуха в пределах ±4° С, что является провоцирующим обстоятельством для повышения скользкости дорожного покрытия и, как следствие, ведёт к росту числа ДТП.
Полученные прогнозные эмпирические модели отражают зависимость условной вероятности дорожно-транспортных происшествий от температуры окружающей среды по фактору «идёт снег». Это позволило определить коэффициенты уровней опасности дорожной ситуации и выявить, что высокому коэффициенту уровня опасности соответствует наличие на поверхности дороги снежно-ледяных отложений (СЛО) с высокими прочностными свойствами. Для снижения механических свойств СЛО и его эффективного удаления необходимы устраняющие мероприятия, включая применение машин с гидроабразивным воздействием.
Достигнутые результаты повышают эффективность принятия обоснованных организационно-технических решений по снижению аварийности за счёт корректного определения уровня опасности дорожной ситуации с использованием установленных закономерностей и выбора оптимального набора мероприятий по снижению скользкости.