За время своего существования кафедра железобетонных и каменных конструкций СПбГАСУ подготовила более двух тысяч высококвалифицированных специалистов. Кто-то из выпускников выбирает для себя исследовательский путь, поступая в аспирантуру. Какие научно-прикладные задачи их интересуют, и что они могут посоветовать тем, кто хочет связать свою жизнь с наукой?
Выпускница магистратуры, а ныне аспирантка и ассистент кафедры Анастасия Денисова рассказала о своём исследовательском проекте и мотивации к научной работе, а также о том, как важно найти «своего» наставника.
– Анастасия, почему после окончания магистратуры СПбГАСУ вы решили продолжить обучение?
– Это связано с темой моего исследования – усилением железобетонных конструкций композитными материалами, которым я заинтересовалась ещё будучи студенткой бакалавриата, в начале четвёртого курса. Выбрала его в качестве темы выпускной квалификационной работы. Затем поступила в магистратуру, и вот сейчас учусь уже в аспирантуре. В процессе обучения возникают задачи разного уровня сложности, и чем дальше идёшь, тем выше уровень этих задач. Для их решения необходимо обладать определённым инструментарием – профессиональными навыками и личностными качествами. В какой-то момент поставленный вопрос вышел за рамки моих компетенций, я посчитала необходимым развить свою инструментальную базу. Иными словами, нужно было ещё поучиться! Аспирантура же – это прекрасный помощник в получении и совершенствовании знаний и навыков, столь важных для эффективной научно-исследовательской деятельности.
– Словосочетание «композитные материалы» сегодня на слуху. В чём актуальность вашей исследовательской работы?
– Когда речь идёт о ремонте или усилении зданий, у меня возникает ассоциация с медициной и врачами. «Жизнь» здания подобна человеческой жизни: оно рождается (этап проектирования), растёт (этап строительства), живёт (эксплуатация) и в какой-то момент начинает стареть (ухудшение свойств материалов с течением времени). Иногда оно «болеет»: в нём по разным причинам появляются дефекты и повреждения. Когда такое случается с человеком, он идёт к врачу, где ему назначают лечение, поддерживая или продлевая жизнь. То же самое происходит с конструкциями: мы стараемся обеспечить их нормальное функционирование посредством ремонта и усиления на всех стадиях жизненного цикла. Способы существуют различные.
Кроме того, как и в медицине, время диктует новые требования к материалам и методам «лечения».
Усиление конструкций композитами сочетает в себе традиционные методы и инновационные материалы. Это направление все ещё ново для нашей страны, однако его преимущества (высокие показатели прочности и жёсткости в сочетании с низким весом, коррозионная стойкость, возможность усиления под нагрузкой) делают его привлекательным для инженеров. Этот метод позволяет уменьшить и даже устранить недостатки традиционных способов!
– К каким результатам вы надеетесь прийти?
– На данном этапе у меня имеются сформулированные предположения о работе и разрушении конструкций с таким усилением (в условиях, рассматриваемых в рамках написания кандидатской диссертации). На 2021 год запланирован целый комплекс экспериментальных исследований и, конечно, результатами эксперимента я надеюсь подтвердить свою гипотезу. Это будет лучшим исходом работы – согласованность теоретического и экспериментального аспектов.
– В чём состоит прикладная польза разработки?
– Прежде всего, она позволит выработать рекомендации к существующим нормам по проектированию усиления железобетонных конструкций композитными материалами. Мы стремимся распространять результаты своей работы за пределы лаборатории, внедрять их в практику, а своеобразным «мостиком» между специалистами научного направления и прикладного служат нормы.
- Для людей вне нашей профессии разработка послужит упрочению их безопасности, ведь задачу обеспечения надёжности и долговечности проектируемых объектов никто не отменял. Сегодня в практике строительства появляется много инноваций, и необходимо успевать исследовать фактическую работу усиленных конструкций, передавать полученные знания проектировщикам, которые на своём этапе работы и обеспечивают эти самые надёжность и долговечность.
Кроме того, разработка даёт возможность наслаждаться историческими зданиями как можно дольше в виде, максимально приближенном к первоначальному. Это связано с тем, что описываемый метод является наиболее щадящим из существующих: позволяет сохранить исходную расчётную схему, не увеличивает сечения, а материал усиления легко адаптируется под сложную архитектурную форму. Все это даёт возможность избежать громоздких решений при усилении или даже демонтаже конструкций.
– Исходя из собственного опыта, что вы могли бы посоветовать тем студентам, которые хотят развиваться в науке?
– Пожалуй, самое главное – это попасть в хорошие руки, ведь в процессе написания диссертации невероятно важно, чтобы научный руководитель был заинтересован в вашей теме. К тому же взаимопонимание между вами (аспирантом и руководителем) является одной из основ продуктивной работы. Мне с этим повезло: со своим наставником, кандидатом технических наук, доцентом кафедры железобетонных и каменных конструкций Алексеем Сергеевичем Шеховцовым я работаю ещё с бакалавриата. Вот так уже более пяти лет меня «ведёт» один и тот же человек. Думаю, то, что я все ещё учусь, – во многом его заслуга, ведь он столько раз слышал мои «не получается», «не могу» – и всегда поддерживал. Поэтому, прежде чем бросаться «как в омут с головой» в науку, сделайте всё, чтобы рядом с вами оказался руководитель, который не даст научному водовороту сбить вас с вашего же исследовательского пути. Желаю успехов и уверенности! Дерзайте!