Где пролегает граница между ремеслом художника и архитектора и как увлечение живописью помогает видеть и проектировать конструкции? Мы поговорили с Анастасией Славновой, выпускницей Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, иллюстратором и художницей, чьи работы выставляют в галереях России и зарубежных стран, приобретают в частные коллекции. О начале творческой карьеры, буднях художника, работе в направлении абстрактной живописи, а также о том, чему её научил архитектурный факультет – в этом интервью.
– Анастасия, расскажите, пожалуйста, почему вы решили получить архитектурное образование и выбрали именно СПбГАСУ?
– Я с детства увлекалась живописью, но не сделала выбор в пользу художественного образования, так как не хотела, чтобы мне «подрезали крылья» и научили рисовать точно так же, как всех остальных студентов на курсе. Зачастую основной задачей выпускников художественных вузов становится переучиться и найти свой стиль, так как в живописи ценится не столько академическая техника, сколько самобытность и уникальность. Поэтому мой выбор пал на архитектуру. Когда я первый раз пришла в СПбГАСУ, то подумала, что хочу получать образование именно здесь. Мне понравились проекты студентов и сама атмосфера вуза.
– О каких преподавателях, предметах и проектах у вас остались самые яркие воспоминания?
– Думаю, самым запоминающимся предметом стало архитектурное проектирование: бессонные ночи перед подачами, потом нервное ожидание в аудитории. Контрольные клаузуры, на которые давали по 40 минут – за это время нужно было придумать и нарисовать какой-то небольшой проект. Всё это научило работать в режиме строгих дедлайнов и не бояться сложных задач.
Из преподавателей могу выделить Юрия Дмитриевича Брусникина. На одной из подач клаузур он исписал мне весь проект замечаниями. Кажется, в тексте было и что-то про то, что мне руки нужно оторвать, и кто-то в гробу ворочается... После этого я собралась, и на следующих подачах результат высоко оценили все преподаватели. Это был проект частного дома, пожалуй, единственный, которым я была полностью довольна.
Очень тёплые воспоминания связаны с Георгием Георгиевичем Кельхом. На подготовительных курсах он буквально за несколько занятий научил всем основам композиции, а на его лекциях по истории архитектуры всегда было интересно.
– Можете ли вы сказать, что полученные в университете навыки помогают вам в карьере? Чем вы занимаетесь сейчас?
– На одной из лекций нам сказали: «Знаете, чем отличается ви́дение архитектора от ви́дения художника? Художник передаёт образ, а архитектор видит под этим образом конструкцию». Несмотря на то, что в моих работах очень много тумана и абстрактных мазков, я всегда стараюсь показывать важные узлы и не ломать конструктив. Для этого нужно иметь чёткое ви́дение и пространственное воображение, чему я и научилась на архитектурном факультете.
Сейчас я всё своё время посвящаю живописи, работаю на заказ и готовлю новые персональные выставки. В этом году, несмотря на сложную обстановку, их было четыре. Последняя, «Наедине со стихией», проходила в Москве в выставочном зале Центра дизайна ARTPLAY, затем в культурном центре Петергофа, а дальше направилась в Пермь, мой родной город. Проект насчитывает более пятидесяти работ.
– Работали ли вы по полученной здесь специальности или полностью переключились на живопись?
– Не могу сказать, что я переключилась на живопись, так как она была со мной всю жизнь и до сих пор не впускает в неё ничего другого, в том числе и архитектуру. Конкретно же по специальности архитектора я так и не работала – если не считать создание проекта своего собственного дома.
– С какими чувствами вы вспоминаете свою первую художественную выставку? Чему она была посвящена?
– Первая персональная выставка у меня прошла в двадцать лет – возраст уже вполне сознательный, но для художника, конечно, совсем ещё незрелый. Поэтому она вызывает смешанные чувства. С одной стороны, для меня это было большим событием: только после первой выставки я почувствовала себя художником, хотя до этого уже продавала картины и писала на заказ. Но с другой – сейчас я понимаю, что тема была очень наивной, «Вокруг света», а работы с натяжкой вписывались в концепцию.
Здесь всё приходит с опытом: как проводить выставки, нигде не научат, поэтому приходится идти путём проб и ошибок.
– Хотелось бы поговорить о профессиональных буднях. Работу художника часто романтизируют. Существует стереотип о том, что он бо́льшую часть времени проводит в студии за написанием картин. Однако есть ещё общение с кураторами, галереями, заказчиками и другая «невидимая» работа, без которой не обойтись. Из чего состоят ваши будни?
– За написанием картин я действительно провожу бо́льшую часть времени, особенно перед выставкой. Когда много заказов, тоже практически не вылезаю из мастерской. Описать будни достаточно сложно, так как это зависит от периода. Перед выставкой идёт продумывание концепции и создание недостающих работ, потом наступает черёд активного общения с куратором, составления пресс-релиза, подготовки этикеток, афиш, каталога и самих картин к развеске. Если напряжёнки с выставками нет, работаю в свободном режиме, выполняю заказы, посещаю различные вернисажи.
- Общение с заказчиками занимает не так много времени: мои клиенты люди обычно очень занятые, не любят задавать много вопросов, доверяют художнику.
Я стараюсь не строить никакого плана на день, не распределять время: вот это на работу, а это на отдых. Живопись не терпит механической работы, а за несколько подходов к картине «потому что нужно» произведение может «умереть».
– Вы пишете картины в направлении, близком к абстрактному и фигуративному. Как правило, у такой живописи достаточно узкий круг почитателей: это люди с гуманитарным, искусствоведческим образованием, а массовая публика зачастую относится к такой стилистике с лёгким пренебрежением, поскольку не понимает. На мой взгляд, абстракционизм – это шифр, за которым стоит необъятное поле смыслов. А в чём суть такой живописи для вас?
– В моих работах чистую абстракцию практически не встретить: там всегда есть интуитивно понятный намёк на сюжет. Небольшие детали зачастую являются символичными и несут в себе основную смысловую нагрузку. Недосказанность приглашает зрителя к внутреннему диалогу с автором, к размышлению. Самые интересные и увлекательные для нас образы рождает только наше воображение. Когда оно является «соавтором» картины художника, разгадка смысла становится увлекательным процессом.
- Абстракция напрямую воздействует на чувства, помогает транслировать состояние художника. К примеру, чётко выписывая на холсте волну, художник пытается передать состояние стихии, однако сам при этом не охвачен этой страстью, этим порывом морской пены. Он планомерно наносит красочный слой маленькой кистью. Другое дело, когда мастер берёт самую большую кисть и набрасывает краску так, будто сам является этой волной, которая вот-вот вырвется за пределы холста. Ощущения от этих работ будут совсем разными. Конечно, я не имею в виду, что первое будет хуже, однако оно просто будет другим: восхищением кропотливостью и мастерством художника, но едва ли погружением в его переживания.
Как говорят искусствоведы, на первой ступени взаимодействия с живописью человек испытывает радость узнавания сюжета и воспринимает только понятные образы. К счастью, сейчас я всё больше сталкиваюсь с подготовленной аудиторией, которая хочет думать, удивляться и открывать для себя нечто новое.
– Абитуриенты, поступающие на архитектурный факультет, часто интересуются, как можно расширить творческий кругозор, чтобы и вступительные экзамены, и само обучение прошли легче. Что вы можете посоветовать, исходя из своего опыта?
– Мне кажется, для расширения кругозора необходима коммуникация с людьми, которые уже многого добились в интересующей вас области. В Петербурге есть много возможностей: лекции, презентации, выставки, где можно встретить современных специалистов, попасть в творческую среду. От такого общения можно получить колоссальный заряд эмоций и вдохновения, что так необходимо для начала творческого пути. В последнее время ситуация с живым общением, конечно, осложнилась, но и сейчас оно есть, нужно просто знать, где искать.