Ещё несколько лет назад старший преподаватель кафедры геотехники СПбГАСУ Андрей Бояринцев был уверен, что никогда не ступит на педагогическую стезю: считал, что дело это неблагодарное. Сегодня он с энтузиазмом применяет собственные модели обучения, и студенты считают его не только профессиональным педагогом, но и талантливым мотиватором. Беседуем с ним о том, как стать успешным в образовательной деятельности и в чём может помочь молодым специалистам государство.
– Андрей Владимирович, почему вы выбрали преподавательскую деятельность? С чего она началась?
– Изначально я не планировал поступать в аспирантуру и затем преподавать. Более того, в годы учёбы в университете и вовсе был категорически против преподавательской деятельности в силу того, что подтягивал отстающих студентов по различным дисциплинам строительства. Работать с ними было нелегко, приходилось рассказывать одну и ту же тему несколько раз, так что своё твёрдое убеждение подкрепил негативным опытом.
Обучаясь в магистратуре и работая на Севере, я столкнулся с проблемой свай и начал раскручивать эту тему в рамках будущей магистерской работы. Исследование меня очень увлекло, мы с моим научным руководителем достигли в нём определённого успеха, нащупали интересные направления, поэтому захотелось продолжить. И тут мне предложили место в аспирантуре на выгодных условиях: заниматься наукой и преподавать на четверть ставки. Последнее, конечно, несколько пугало, но ради науки я себя пересилил. И уже на первых практических занятиях приятно удивился положительной обратной связи от студентов. Оказалось, замотивированные студенты заряжают, с ними приятно работать, поэтому я стал искать разные способы донесения учебного материала до них, экспериментировать, опираясь больше на прикладное направление. Проводил опросы студентов по поводу своих педагогических наработок. Отклики подтверждали их правильность. Так некогда отвергавшаяся мною профессия стала любимой.
– На ваш взгляд, каким должен быть современный преподаватель?
– Я считаю, что преподаватель вуза должен выполнять две главные функции. Во-первых, повышать профессиональные компетенции студентов в преподаваемой им сфере. Например, я специализируюсь на изучении фундаментов. И в этой отрасли в первую очередь должен быть хорошим специалистом, чтобы донести студентам всю её специфику.
Во-вторых, преподаватель должен выполнять воспитательную, социальную функцию, поскольку студенты встречают его как первого представителя их будущей профессиональной среды. Поэтому именно он формирует образ специалистов выбранной ими профессии, и во многом от него зависит, насколько отрасль станет им интересна. Впоследствии от преподавателя они могут перенять ролевую модель специалиста. Понимая это, я стараюсь быть пунктуальным, аккуратным, выстраиваю отношения со студентами по модели взаимодействия заказчика, которым выступаю я, с подрядчиками –студентами. В начале семестра выдаю им задания, вместе обсуждаем детали его выполнения, дедлайны, правила взаимодействия. В первую очередь сам придерживаюсь этих правил. Такой подход вызывает у студентов уважение, и они более ответственно относятся к выполнению заданий.
– 2023 год президент объявил Годом педагога и наставника. Были ли у вас наставники, чему они вас научили и стали ли наставником вы?
– По моему мнению, наставник – это человек, который помогал, поддерживал тебя на протяжении всего тернистого пути и привёл к определённым знаниям. Такого человека у меня не оказалось. Но на моем пути всё же встречались замечательные люди, которым я безмерно благодарен. Они вдохновляли меня на получение знаний. В школьные годы это был учитель физики, в университете – преподаватель механики грунтов, который впоследствии стал моим дипломным руководителем и другом. Таким, как они, я хочу стать для молодого поколения.
– На ваш взгляд, что сегодня государству необходимо сделать, какие условия для работы создать, чтобы повысить престиж преподавателя высшей школы, привлечь в образование молодых педагогов?
– В эпоху рыночной экономики мерилом успеха, мотивацией к действиям становятся больше материальные ценности, поэтому одним из видов господдержки, которая бы привлекала молодежь в педагогическую деятельность, науку, является денежное стимулирование. Например, повышение зарплаты, расширение социального пакета, в том числе предоставление льготной ипотеки, предоставление служебного жилья. Большинство университетов относятся к бюджетным учреждениям, и хотелось бы стать более востребованными специалистами, более защищёнными государством.
Другие материалы проекта
Елена Куракина: «Педагогическая практика предопределила мою дальнейшую профессию»
Анна Телятникова: «Продуманная методика преподавания – залог успешного обучения»