Top.Mail.Ru
En
Все новости

Арктика становится ближе

Текст: Татьяна Петрова

Фото: Лада Чеглакова

9 июня 2021
Ольга Бородина; Андрей Зазыкин; Сергей Доценко; Виктор Добромиров; Кирилл Фомин; Ульяна Мейке Доцент Института проблем транспорта РАН Ольга Бородина; декан автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ, к. т. н. Андрей Зазыкин; ведущий эксперт Института безопасности дорожного движения СПбГАСУ Сергей Доценко; профессор кафедры НТТМ СПбГАСУ, д. т. н., профессор Виктор Добромиров; аспирант кафедры НТТМ СПбГАСУ Кирилл Фомин; ассистент кафедры НТТМ, аспирант Ульяна Мейке

Международная конференция «Транспортная доступность Арктики: сети и системы», прошедшая в СПбГАСУ 2–4 июня, собрала учёных, руководителей предприятий, представителей органов власти. Более 200 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Воронежа, Иркутска, Тюмени, других российских городов и из-за рубежа обсудили повышение доступности арктических регионов, развитие устойчивых транспортных систем.

Организаторы конференции – Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Институт безопасности дорожного движения СПбГАСУ, Высшая техническая школа в Монреале (École de Technologie Supérieure; Канада), Институт проблем транспорта им. Н. С. Соломенко Российской академии наук, Российская академия транспорта.

От имени ректора СПбГАСУ, д. э. н., к. т. н. Евгения Рыбнова к участникам обратилась проректор по научной работе, д. э. н. Ирина Дроздова: «65 процентов территории России занимает зона вечной мерзлоты. Арктические поселения отличают внушительные конструкции инженерных сетей, расположение сооружений на опорах и аварийное состояние дорог. Практически все населённые пункты Заполярья выглядят выживающими, а не развивающимися. В связи с этим возникает необходимость обеспечить устойчивое развитие арктической зоны Российской Федерации на основе инновационных решений в области проектирования и строительства зданий различного назначения, инженерной и транспортной инфраструктуры».

Проректор проинформировала участников конференции о научных исследованиях в области изучения и освоения Арктики, которые проводятся в СПбГАСУ.

В 2019 г. вуз стал членом научно-образовательного центра «Российская Арктика. Новые материалы, технологии и методы исследования», созданного в Северном (Арктическом) федеральном университете им. М. В. Ломоносова. Начиная с 2018 г. учёные СПбГАСУ ежегодно получают гранты на фундаментальные исследования от Минстроя России, Российской академии архитектуры и строительных наук, Фонда содействия инновациям.

На основании Стратегии развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г. и Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на 2021–2030 гг. в СПбГАСУ утверждены направления фундаментальных научных исследований в области развития, изучения и освоения Арктики. За последние пять лет в университете по арктической тематике получено 30 патентов на изобретение, опубликовано более 50 научных статей, индексированных в базах данных Scopus и Web of Science, защищено 10 диссертаций на соискание учёной степени кандидата и доктора технических наук.

«Надеюсь, что конференция, которая проходит в Год науки и технологий, позволит найти эффективные решения большинства проблем и будет способствовать плодотворному сотрудничеству российских и зарубежных вузов и бизнес-сообщества, появлению интересных проектов в области развития транспортной инфраструктуры в Арктике», – подчеркнула Ирина Дроздова.

Сергей Евтюков, заведующий кафедрой наземных транспортно-технологических машин (НТТМ) СПбГАСУ, зачитал приветствие от председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, к. э. н. Николая Харитонова и председателя Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Германа Широкова. Плодотворной работы и больших успехов участникам также пожелали президент ассоциации «Единая логистика» – управляющей компании Логистического кластера Северо-Запада России Андрей Андреев и генеральный директор АО «Авиакомпания "Якутия"», к. т. н. Владимир Горбунов.

О перспективах развития технологий автомобилестроения в условиях Арктики сообщил декан автотракторного факультета Белорусского национального технического университета, профессор кафедры «Транспортные системы и технологии», д. т. н. Денис Капский. Спикер рассказал об опытном образце вездехода на шинах низкого давления. Это транспортное средство высокой проходимости, предназначенное для бездорожья и грунтов со слабой несущей способностью, в том числе для снега, льда, воды и заболоченной местности. Ещё одна инновационная разработка – производство и применение в условиях Арктики моторных топлив, полученных из возобновляемых источников сырья. Производство, доставка и хранение такого топлива практически не несут угрозы для арктической экосистемы. Отходы производства можно использовать для кормления животных.

Маршрутная сеть самолётов Маршрутная сеть самолётов Sukhoi Superjet SSJ100 (из презентации Владимира Горбунова)

О роли авиации в транспортной доступности северных регионов и об эксплуатации воздушных судов в условиях Крайнего Севера рассказал генеральный директор АО «Авиакомпания "Якутия"» Владимир Горбунов. Он подчеркнул: государственная программа «Социально-экономическое развитие арктической зоны Российской Федерации» требует повышения транспортной доступности северных регионов, где большую роль играет авиация. Но в небольших региональных аэропортах эксплуатация современных воздушных судов при температурах ниже –40° С в безангарных условиях приводит к снижению надёжности и увеличению отказов. Авиакомпании вынуждены избегать длительных и ночных стоянок. Решением проблемы может стать широкое использование отечественного лайнера «Суперджет-SSJ100», который может успешно эксплуатироваться при –54° С. Для этого разработан проект единого центра технического обслуживания и ремонта российской авиационной техники на базе сертифицированного центра «Якутия Текникс», имеющего опыт поддержания лётной годности самолётов SSJ100.

Последствия деградации вечной мерзлоты Последствия деградации вечной мерзлоты (из презентации Александра Пушкарёва, Александра Афанасьева, Тамары Виноградовой и Анастасии Максимовой)

Профессор кафедры НТТМ СПбГАСУ, д. т. н. Александр Пушкарёв, заведующий кафедрой транспортно-технологических процессов и машин Санкт-Петербургского горного университета, к. воен. н., профессор Александр Афанасьев, доцент кафедры НТТМ СПбГАСУ, к. т. н. Тамара Виноградова и аспирант кафедры НТТМ СПбГАСУ Анастасия Максимова представили доклад «Техника и технологии дорожно-строительных работ в условиях неустойчивых массивов сезонно-мёрзлых грунтов». Учёные говорили о том, что увеличение температуры и глубины летнего протаивания многолетних грунтов, сокращение их площади, наблюдаемые с 1970-х гг., существенно воздействуют на экономику северных регионов: на Севере России сосредоточено более 30% разведанных запасов нефти, около 60% природного газа, огромные залежи каменного угля и торфа, создана обширная инфраструктура, обслуживающая нужды добывающей промышленности, при этом многие сооружения построены на свайных фундаментах, используют в качестве основания многолетнемёрзлый грунт и рассчитаны на эксплуатацию в определённых температурных условиях. Для решения проблем, связанных с надёжностью и долговечностью объектов транспортной инфраструктуры Арктики, учёные предложили ряд технико-технологических мероприятий, включая оснащение значимых инфраструктурных объектов системами мониторинга для недопущения аварийных ситуаций.

Динамический мониторинг концентрации вредных выбросов от автотранспорта на основе сверхточных нейронных сетей – предмет изучения ведущего научного сотрудника, доцента кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральского государственного университета, к. т. н. Владимира Шепелёва. «Исследования ВОЗ показывают: половина всей смертности, вызванной загрязнением воздуха, связана с движением автотранспорта. Существующие методики и решения не позволяют определять количество и структуру загрязняющих веществ от транспортных потоков в режиме реального времени», – сообщил автор, представив инструмент для отслеживания выбросов вредных веществ от автотранспорта под названием AIMS Eco. «Мы можем дать инструмент для дорожных служб, позволяющий управлять трафиком, оценивать дорожную ситуацию и эффективность действий транспортных служб», – утверждает автор.

Деловую встречу, посвящённую международному сотрудничеству, открыл доклад проректора по внешним связям СПбГАСУ, д. пед. н., профессора Ирины Луговской о международной деятельности вуза: «В следующем году СПбГАСУ отметит 190 лет со дня своего основания. За эти годы он внёс значимый вклад в архитектурное, строительное наследие нашей страны и многих зарубежных государств», – подчеркнула она.

Доцент Инженерной академии Российского университета дружбы народов и Московского государственного строительного университета, к. т. н. Шуберт Меньян выступил с докладом «Комплексный механизм в обеспечении экоустойчивости систем арктической зоны». Автор уверен: глобальное партнёрство в освоении арктического региона с разработкой комплексного механизма управления отходами позволит обеспечить сбалансированное развитие, сохраняя при этом всё богатство арктической экосистемы.

Программа конференции также включала в себя круглый стол молодых учёных, организованный советом молодых учёных СПбГАСУ. В его рамках директор отраслевого акселератора «Транспортные инновации Москвы» (ТИМ) Иван Юнин поделился информацией о деятельности возглавляемого им проекта. ТИМ помогает стартапам запустить пилотный проект, проводит обучение, привлекает к работе лучших экспертов, помогает устанавливать необходимые деловые связи.

Ответственный секретарь журнала «Научный вестник» Московского государственного технического университета гражданской авиации, доцент кафедры организации перевозок на воздушном транспорте МГТУ ГА, к. э. н. Ирина Полешкина познакомила слушателей с особенностями публикаций в Scopus и Web of Science, поделилась советами, как выбрать журнал для опубликования статьи. Молодые учёные рассказали о своих диссертационных исследованиях.

Сборник статей участников конференции, индексируемый в международных базах научного цитирования Scopus и Web of Science, будет опубликован на английском языке в издании Transportation Research Procedia издательства Elsevier BV.

Узнайте больше о конференциях и семинарах СПбГАСУ