Приближаются защиты выпускных квалификационных работ, которые в этом году пройдут дистанционно, в режиме онлайн. В исследованиях студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета по традиции разрабатываются самые актуальные для отрасли темы.
Так, к острым проблемам сегодня относится колейность дорог, негативно влияющая на безопасность дорожного движения. Как решают проблему выпускники кафедры автомобильных дорог, мостов и тоннелей СПбГАСУ?
Студентка четвёртого курса Кристина Рулёва учится на направлении подготовки 08.03.01 «Строительство» (профиль «Строительство автомобильных дорог, аэродромов, объектов транспортной инфраструктуры»). Кристина – участница конкурса на соискание премии Правительства Санкт-Петербурга за выполнение дипломных проектов по заданию исполнительных органов государственной власти в 2019/2020 учебном году. В своей ВКР она рассматривает проблему колееобразования и методы борьбы с колейностью на автомобильных дорогах с асфальтобетонным покрытием. Её научный руководитель – к. т. н., доцент кафедры автомобильных дорог, мостов и тоннелей Александр Мордхаевич Симановский.
– Тема моей ВКР – это насущная проблема для дорожной отрасли во всём мире. Колейность, прежде всего, влияет на безопасность дорожного движения, поэтому требует своевременного устранения. В этом заключается ещё одна проблема: зачастую колея достигает недопустимых значений раньше, чем наступают нормированные сроки по ремонту дорожных покрытий. Это приводит к неэффективному финансированию отрасли, в связи с чем крайне важно использовать такие материалы и технологии, которые позволяют замедлить образование колеи; также необходимы изменение существующих и разработка новых нормативных документов.
Первым этапом моей работы стал сбор теоретических данных о причинах колееобразования и анализ зарубежного опыта борьбы с колейностью. Скандинавские страны, близкие по климату к нашему региону, имеют благоприятный опыт, который мы могли бы позаимствовать. Второй этап – проведение сравнительных лабораторных испытаний по определению наиболее сдвигоустойчивых асфальтобетонных смесей, сопоставление прогнозных расчётов и фактических данных о развитии колеи на дорогах нашего города. В открытом доступе нет нормативных документов других стран, поэтому информацию приходилось брать из российских публикаций, в которых упоминается необходимый документ. В качестве результатов в работе указаны мероприятия, позволяющие замедлить образование колеи, даны рекомендации по улучшению нормативно-технической базы, – рассказала Кристина Рулёва.
Магистрант второго курса СПбГАСУ Константин Слепокуров (направление подготовки 08.04.01 «Строительство», профиль «Проектирование и строительство автомобильных дорог») в рамках своей выпускной квалификационной работы решил подробно изучить применение асфальтобетонов по системе объёмного проектирования для повышения долговечности дорожных покрытий. Научный руководитель магистранта – заведующий кафедрой автомобильных дорог, мостов и тоннелей, к. т. н., доцент Мария Петровна Клековкина. Мы поговорили с Константином и узнали, почему он посвятил своё исследование именно этой теме.
– Исследование заключается в сравнении долговечности материалов, применяемых при проектировании конструкций дорожных одежд, а именно в прогнозировании колееобразования на покрытии (остаточные деформации) и трещинообразования (усталостная трещиностойкость) на границе оснований и покрытий автомобильных дорог. Исследуемая в работе система Superpave только начинает внедряться в дорожное хозяйство Российской Федерации. Тема, которую я выбрал, очень актуальна, так как исследования в этом направлении могут помочь существенно улучшить состояние российских дорог. Подобный численный эксперимент, в котором участвует Superpave, ещё не проводился. На данный момент идёт заключительный этап по оформлению пояснительной записки выпускной квалификационной работы. Я завершил всю аналитическую часть, и она уже проверена главным специалистом АО «Стройпроект», который выступает моим консультантом по диплому.
Сложность ВКР заключалась в сопоставлении характеристик материалов, так как не все характеристики инновационного материала известны, и в нормативной документации в этом плане есть пробелы, – рассказал о своей работе магистрант.
– Константин – в перспективе аспирант кафедры, он хочет продолжить свои научные исследования. Выбирая тему, в первую очередь мы обращали внимание на актуальность и перспективы развития метода объёмно-функционального проектирования асфальтобетонных смесей (Superpave). Исследуемый метод начал внедряться в дорожное хозяйство России всего несколько лет назад, но уже повлёк масштабные изменения в нормативной базе. Отрасль ожидала принятия целой серии ГОСТов по этому методу, и они были приняты год назад. Какие изменения последуют в связи с этим в дорожном строительстве, будут ли достигнуты цели по увеличению межремонтного срока, улучшению эксплуатационных характеристик дорожных покрытий – все эти вопросы вызывают дискуссии в научном и производственном сообществе, однозначно ответить на них пока нельзя. Поэтому исследования по системе объёмно-функционального проектирования, несомненно, очень актуальны, – отмечает научный руководитель работы Мария Клековкина.
Темы ВКР выпускников кафедры этого года направлены на решение первостепенных для дорожников задач. Кафедра автомобильных дорог, мостов и тоннелей традиционно тесно сотрудничает с проектными и производственными организациями, поэтому ещё на этапе выбора тем для выпускных квалификационных работ студенты хорошо осведомлены, какие проблемы наиболее актуальны в отрасли и требуют исследования и решения.
– Многие темы выполняются в интересах проектных и производственных организаций дорожного хозяйства, там же студенты имеют возможность апробировать результаты в рамках прохождения практик, а в будущем и получить возможность продолжать работу в этих организациях. Какие направления развиваются в выпускных квалификационных работах кафедры? В работах бакалавров это проекты транспортных развязок в двух уровнях, проектирование дорог в обход населённых пунктов, использование новых материалов и технологий при ремонте городских дорог, проекты содержания автомобильных дорог, проекты капитального ремонта взлётно-посадочных полос с искусственным покрытием аэродрома, повышение безопасности движения на автомобильных дорогах. Среди представленных к защите работ специалитета имеются работы, посвящённые строительству новых мостовых сооружений, а также проекты по ремонту и реконструкции существующих сооружений.
В магистерских ВКР внимание уделяется больше научно-техническим и практическим аспектам технической эксплуатации автомагистралей, как уже упоминавшееся применение асфальтобетонов по системе объёмного проектирования для повышения долговечности дорожных покрытий, так и другие актуальные направления: обеспечение экологической безопасности объектов дорожно-транспортной инфраструктуры на этапах их жизненного цикла, применение армогрунтовых конструкций земляного полотна на автомобильных дорогах, методы геодезических измерений на основе современных технологий в дорожном строительстве, применение эффективной теплоизоляции в дорожных конструкциях городских дорог и другие.
Ряд проектов может быть рекомендован для практического использования в таких организациях, как АО «Авто-Дорсервис»», АО «Стройпроект», АО «ВАД», АО «ПЕТЕРБУРГ-ДОРСЕРВИС», АО «Ленаэропроект» и другие, – добавляет Мария Клековкина.
Мы желаем всем выпускникам отличной защиты выпускных квалификационных работ и успехов в дальнейшей профессиональной деятельности!