Top.Mail.Ru
En
Все новости

Елена Куракина: «Педагогическая практика предопределила мою дальнейшую профессию»

Ко Дню преподавателя высшей школы

Текст: Любовь Угланова

Фото: Нина Антонова

13 нояб 2023
Елена Куракина

Заведующая кафедрой наземных транспортно-технологических машин, доктор технических наук, доцент Елена Куракина впервые пришла в СПбГАСУ абитуриенткой с твёрдым желанием стать инженером. Здесь она провела студенческие годы, а закончив аспирантуру, осталась в родном вузе преподавать. Елена Владимировна признаётся, что её дальнейшую профессиональную деятельность предопределила педагогическая практика в годы учёбы в аспирантуре. Беседуем с ней о роли преподавателя в современном высшем образовании и престиже выбранной профессии.

– Почему вы выбрали преподавательскую деятельность? С чего она началась?

– Поступая после школы в наш университет на специальность «Организация дорожного движения», я думала, что, получив квалификацию инженера, буду работать в профильной организации по направлению обеспечения безопасности и организации дорожного движения. И думать о преподавательской деятельности я никак не могла! Но судьба распорядилась иначе: я поступила в аспирантуру и в рамках педагогической практики в 2009 году впервые побывала в роли преподавателя. Практических часов было немного, но за тот короткий и интересный период я пережила и волнение, и удовлетворение от проведённых занятий и получения нового, интересного опыта работы в роли преподавателя высшей школы. Вот тогда поняла, что хочу работать не в профильной организации, а вести преподавательскую деятельность. В 2013 году меня приняли на должность ассистента кафедры наземных транспортно-технологических машин.

– Что значит для вас быть современным преподавателем? В чём вы видите результат своего педагогического труда?

– Быть современным преподавателем – это, во-первых, уметь настроить студентов и аспирантов на самовыражение и саморазвитие и создать положительный контакт для организации эффективного образовательного процесса. Во-вторых, знать актуальные методы, приёмы, технологии и стратегии преподавания и уметь их использовать на практике. В-третьих, научить студентов профессиональным компетенциям! Важно отметить, что современный преподаватель должен постоянно ощущать потребность в саморазвитии, без которой невозможно научить и вдохновить своих учеников на постижение новых знаний. Быть современным преподавателем СПбГАСУ – значит, быть человеком, способным создавать условия для развития способностей учеников и повышать мотивацию к получению образования.

Мне приятно, что мои студенты удостоены наград на различных конкурсах, ведут научную публикационную деятельность, выступают на конференциях – это тоже результат моей педагогической деятельности как руководителя гранта, ВКР, соавтора. Когда вижу горящие глаза студентов, наблюдаю, как они с легкостью апробируют полученные знания, понимаю, что это и есть главный результат моего педагогического труда!

– 2023 год президент объявил Годом педагога и наставника. Были ли у вас наставники, чему они вас научили и стали ли наставником вы? В чём вы видите свою роль как наставника?

– Мне повезло встретить замечательного наставника. Им стал Сергей Аркадьевич Евтюков – мой научный руководитель и научный консультант, педагог и профессионал. В этом году Сергей Аркадьевич удостоен звания лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области образования. В 2014 году под его научным руководством я защитила кандидатскую диссертацию, в 2022 году – диссертацию на соискание учёной степени доктора технических наук. Мой наставник научил меня решать сложные научные задачи, творчески мыслить и выполнять глубокие теоретические исследования. Одним словом, для меня он – Учитель с большой буквы!

На мой взгляд, задача наставника – передать знания своим ученикам, мотивировать их на развитие и поддерживать в научно-педагогической деятельности.

– На ваш взгляд, что сегодня государству необходимо сделать, какие условия для работы создать, чтобы повысить престиж преподавателя высшей школы, привлечь в образование молодых педагогов?

– Сегодня на государственном уровне в полной мере уделено внимание научно-педагогическим кадрам и отмечена значимость преподавателя высшей школы. Это подтверждается действующими национальными проектами и обозначением национальных приоритетов: 2022−2031 годы в России объявлены Десятилетием науки и технологий, 2021 год был Годом науки и технологий, 2023 год − Годом педагога и наставника. Всё это повышает престиж преподавателя высшей школы и должно привлечь внимание молодых педагогов для развития педагогической деятельности.

Другие материалы проекта

Андрей Бояринцев: «Придерживаюсь партнёрской модели обучения – она самая эффективная»

Анна Телятникова: «Продуманная методика преподавания – залог успешного обучения»

Фёдор Перов: «Архитектор должен учиться всю жизнь»