Top.Mail.Ru
En
Все новости

Проект «Научный полк». Наш выпускник строил Дорогу жизни

Текст: Татьяна Петрова

Фото: design.wikireading.ru

10 мар 2023

Патриотическая акция «Научный полк» проводится Министерством науки и высшего образования РФ совместно с подведомственными образовательными организациями высшего образования и научными организациями.
В рамках проекта на медиа-ресурсах Минобрнауки России, высших учебных заведений и научных организаций публикуются истории о студентах, преподавателях и учёных, которые в годы Великой Отечественной войны своим подвигом внесли вклад в разгром врага. Это не только участие в битвах на полях сражений, но и исследования, технические решения, которые приближали победу.
Восемьдесят лет назад, в марте 1943 г., прекратила работу легендарная Дорога жизни. С 12 сентября 1941 по март 1943 г. она была единственной транспортной магистралью, которая связывала блокадный Ленинград со страной. На одном из сложнейших участков этой трассы служил Леонид Гальперин – советский архитектор, выпускник Ленинградского института коммунального строительства (ныне СПбГАСУ) 1931 г.

Гальперин Л.Ю..jpgЛеонид Гальперин

После окончания вуза Леонид Гальперин работал архитектором в проектно-строительной организации Ленинграда. Его призвали в армию в первые дни войны. С ноября 1941 в течение пяти месяцев он нёс фронтовую службу командиром роты 64-го дорожно-эксплуатационного полка на военно-автомобильной дороге, героическая судьба которой известна всему миру. Именно тогда от посёлка Кобона к посёлку Коккорево по льду Ладожского озера была проложена трасса, спасшая жизнь многим ленинградцам.

16 ноября рота Гальперина вышла на лёд. Началась пурга, бойцы привязались друг к другу верёвками, чтобы не скользить, падали, вставали, опять падали, несколько человек утонули, кого-то удалось вытащить и спасти. Только на второй день, пройдя 18 км и валясь с ног, они добрались до островов Зеленцы. Так началась служба Леонида Гальперина на дороге, которую позже назовут Дорогой жизни.

По ледовой трассе в одну сторону шли грузы, в обратном направлении вывозили людей. Эксплуатация ледовой дороги была для бойцов новым делом. Не было специалистов, знакомых с такой работой. Приходилось на ходу осваивать технику, искать решения для возникающих задач. В лютый мороз, в метель, под артобстрелами и бомбёжками солдаты обеспечивали бесперебойную работу магистрали: не допускали снежных заносов, простоя и «пробок» машин на дороге, возводили мосты через трещины, указывали водителям направления движения и объезда полыней, наращивали толщину льда, поливая дорогу водой. Регулировщики сутками не уходили со своих постов. Бывали случаи, когда машины проваливались под лёд. Находясь по пояс в ледяной воде, бойцы самоотверженно спасали людей, машины и грузы.

Гальперин говорил: «Лёд стал для нас землёй».

Последний в 1942 г. рейс по ледовой трассе состоялся 30 апреля. Это был караван из 36 подвод с луком. На этом служба Леонида Гальперина на Дороге жизни завершилась. В дальнейшем как военный инженер он участвовал в организации переправ на Ораниенбаумский плацдарм, в прорыве блокады Ленинграда, дошёл до Берлина в качестве подполковника. В поверженной вражеской столице по его проекту из дерева была сооружена первая триумфальная арка Победы. Был награждён двумя орденами Отечественной Войны, орденом Красной Звезды и медалями, в том числе «За боевые заслуги», «За трудовую доблесть», «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией».

В 1946 г. Леонид Гальперин возглавил архитектурную мастерскую в институте «Ленгипрокоммунстрой». Проектировал жилые дома, учреждения, гостиницы. В 1978 г. за проект пионерлагеря «Орлёнок» в Краснодарском крае удостоился Государственной премии РСФСР.

По инициативе и под руководством Леонида Гальперина были созданы музеи Дороги жизни в деревне Коккорево Всеволожского района Ленинградской области и в школе № 303 Фрунзенского района Ленинграда. В 1994 г. он опубликовал книгу воспоминаний «Героическая эпопея Дороги жизни», через год – книгу «От Ладоги до Эльбы».

Другие материалы проекта «Научный полк»


Передовая архитектора Александра Никольского

Учёный, развивавший науку в блокадном Ленинграде

Бои студента Клинова

Инженер 3-го Белорусского фронта

Путь добровольца: от фронтовых дорог до космических разработок

Иван Соломахин: «Самый памятный бой – за эту Чёртову высоту!»

Огненный Днепр Героя Советского Союза Александра Прыгунова

Приближая Победу

Фронт Фёдора Комала: с первых минут войны до победы

Младший политрук Борис Губанов: «Свистели снаряды, а рядом взлетала земля»

Виктор Квятковский – радист-разведчик Балтийского флота

Как главный архитектор Николай Баранов «прятал» Ленинград от врага

Архитектор Николай Хомутецкий: четыре года на передовой

Семён Шифрин сорвал планы фашистов оставить Ленинград без воды

ЛИСИ в послевоенные годы

Девятнадцатилетний пулемётчик штурмовал Берлин

Абдулла Мангушев: четыре года фронта и вся жизнь в науке

Архитекторы Зазерские строили и защищали город на Неве

Выпускник ЛИСИ Михаил Жербин – инженер-конструктор и композитор

Прошёл путь от техника-лейтенанта до плеяды математиков

Константин Сахновский: от кадета Российской империи до академика СССР

Военный архитектор переднего края обороны и инженерной разведки

Учёный с мировым именем, выдающийся инженер и чемпион страны

Выдающийся градостроитель, который жил и работал в блокадном Ленинграде

Проекты архитектора Сергея Евдокимова: от оборонительных сооружений и восстановления города до станций метро

Доброволец Михаил Лалетин: «После фронта – в вуз, а потом, возможно, в офицеры»