Как переустроить пассажирские пересадочные пункты
Важный и актуальный на сегодняшний день вопрос в Санкт-Петербурге о необходимости переустройства существующих пересадочных пунктов в полноценные транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) перешел в практическую плоскость, что в большей степени связано с потребностью населения крупных городов в мультимодальных «бесшовных» пассажирских перевозках. В условиях существующих процессов субурбанизации и непрерывного повышения уровня автомобилизации в крупнейших городах возникает транспортная проблема, влекущая за собой градостроительные, экологические, социально-экономические и другие последствия. ТПУ сегодня – это базисная основа формирования перспективной более крупной транспортной системы, соединяющей как уличные, так и внеуличные виды городского пассажирского транспорта.
В конце июня 2018 г. выпускница кафедры городского хозяйства, геодезии, землеустройства и кадастров Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного факультета Алина Тришина защитила выпускную квалификационную работу на соискание квалификации бакалавра строительства по теме «Модель переустройства пассажирских пересадочных пунктов путем оптимизации затрат времени пассажиров на пересадках». Научным руководителем этой работы был ассистент кафедры Николай Анатольевич Калюжный.
В основу работы А. Тришиной были взяты теоретические разработки диссертационной работы руководителя о формировании мест ТПУ в структуре агломерации. Изучив зарубежный опыт и проведя хронометражное обследование затрат времени пассажиров на пересадках на более чем 30 потенциально значимых станциях метрополитена и пригородной железной дороги Санкт-Петербурга, Алина смогла классифицировать полученные результаты, что способствовало более глубокому и детальному обоснованию проектных решений. Такой подход показал возможность создания ряда моделей переустройства пассажирских пунктов на основе нормативных затрат времени пассажиров на пересадках.
В результате проведенной работы, кроме указанных моделей, были получены численные показатели социально-экономической эффективности такого переустройства, которые дают возможность оценить целесообразность принимаемых решений.
К достоинствам работы следует отнести привнесение элементов междисциплинарности в транспортно-градостроительные проекты – математику, численный анализ, экономическую географию. Выбранная тема ВКР лежит в плоскости исследований нескольких дисциплин – градостроительства, транспортного планирования и моделирования, экономики.