Год от года в СПбГАСУ становится всё больше студентов с особенностями здоровья. О том, что университет делает с целью создания для них комфортной среды, рассказывает специалист учебно-методического управления Андрей Сенчура.
– Андрей Георгиевич, в чём состоят принципы инклюзивного образования?
– Прежде всего, это обеспечение доступности качественного образования, создание таких условий, в которых все студенты чувствовали бы себя равноправными участниками образовательного процесса, а также содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью. Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нормативные правовые акты Минобрнауки России регламентируют вопросы инклюзивного образования. Наша страна уже давно является участницей Болонского процесса, который также предусматривает обеспечение определённых условий для обучения лиц, имеющих инвалидность, и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
– Как эти принципы внедряются в нашем университете? Что делается для того, чтобы студенты с особенностями здоровья чувствовали себя комфортно?
– В СПбГАСУ успешно реализуется утверждённая ректором «Дорожная карта по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования на период до 2030 года». Проведена паспортизация всех зданий университета на соответствие предъявляемым требованиям. Планомерно приобретается необходимое оборудование для развития условий доступности: пандусы, сменные кресла, коляски, мнемосхемы и многое другое. Во всех аудиториях установлено мультимедийное оборудование, которое обеспечивает комплексную помощь обучающимся.
В 2018 году СПбГАСУ заключил договор с региональным Ресурсным учебно-методическим центром (РУМЦ), действующим на базе РГПУ имени Герцена. Сотрудничество предполагает широкий спектр направлений: от профориентационной работы до развития новых форм межвузовского взаимодействия, в том числе при использовании дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. СПбГАСУ входит в число наиболее активных участников такого взаимодействия. В феврале РУМЦ подвёл итоги нашей совместной деятельности в 2020 году и отметил благодарностями представителей СПбГАСУ – начальника УМУ С. В. Михайлова и меня за большую работу в мероприятиях всероссийского и регионального уровней по вопросам развития инклюзивного высшего образования.
– Сколько студентов с особенностями здоровья обучается в нашем университете?
– Сейчас у нас пятьдесят семь таких студентов. Увеличивается число инвалидов по зрению, у нас учатся четыре студента с такими заболеваниями. Соотношение студентов с проблемами опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями варьируется.
– На каких направлениях подготовки учатся студенты с ограничениями по здоровью?
– Они учатся практически на всех факультетах: среди них будущие строители, архитекторы, дорожники, экономисты.
– В чем состоят особенности педагогического процесса при работе с такими студентами?
– К педагогам в этом контексте особые требования, поэтому за несколько последних лет около 400 преподавателей СПбГАСУ освоили программы повышения квалификации по психолого-педагогическим и организационным аспектам работы с инвалидами. Они корректируют свою деятельность, если в группе есть студенты с особенностями здоровья, чутко реагируют на возникающие проблемные ситуации.
– Испытывают ли такие ребята трудности с адаптацией в студенческом коллективе?
– Наверно, любой может столкнуться с определёнными трудностями адаптации. В то же время у нас есть примеры, когда студенты с особенностями здоровья учатся лучше всех в своей группе, активно участвуют во внеучебных мероприятиях. Так, в прошлом учебном году Вера Житникова и Дарья Ломакина с факультета инженерной экологии и городского хозяйства одержали в Москве победу на II Всероссийском сетевом конкурсе «Профессиональное завтра» в номинации «Исследовательская работа».
Наша задача – раскрывать потенциал таких студентов!