Лекция в Студенческом лектории КГИОП
На архитектурном факультете идет обучение специалистов по направлениям подготовки «Реставрация» и «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия». Будущие архитекторы и реставраторы активно знакомятся с новыми тенденциями в сохранении культурного наследия в Санкт-Петербурге. Одним из мероприятий, на котором побывали студенты архитектурного факультета СПбГАСУ, была лекция в Студенческом лектории Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга. Она состоялась 1 марта 2019 г. и была посвящена теме «Эволюция концепций и подходов к сохранению культурного наследия».
Лекцию прочитала И. В. Буторина, начальник отдела подготовки документов в сфере охраны объектов культурного наследия КГИОП. Слушатели — студенты вузов Санкт-Петербурга и их преподаватели — познакомились с методами и подходами к реконструкции и реставрации памятников.
Опыт сохранения культурного наследия накапливается уже не одно столетие. Впервые люди задумались об этой проблеме еще в начале 19 века. На протяжении многих лет разные страны мира пытались утвердить единый документ, но не могли прийти к общей договоренности. В частности, выделялись два главных подхода к сохранению культурного наследия — западный, содержащий в основе сохранение материального наследия, так называемый «след» предшествующих поколений, и восточный, имеющий в основе память о наследии и культуре, «living past» — живое прошлое. Восточный подход не предполагает обязательного сохранения материального памятника или его частей, в нем важно оставить традиции, то есть нематериальное наследие.
Всемирный общий подход к сохранению наследия сформировался лишь в 1972 году на 17-й сессии Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО. Была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, положившая начало формированию Списка Всемирного наследия. В этом документе обращалось внимание на необходимость сохранения многогранности культурного наследия всего мира. Затем понятие культурного наследия постепенно расширялось, включая в себя не только отдельные памятники, но и систему их взаимодействия друг с другом, окружающим миром и местными сообществами.
Что студенты узнали на лекции
В XXI веке представление о культурном наследии рассматривается в контексте быстро меняющегося и развивающегося мира.
На лекции студенты познакомились с российским и зарубежным опытом новых концепций «Живого наследия» («Living Heritage»), «Активного сохранения» («Active Conservation») и «Устойчивого развития» («Sustainable Development»).
Комплексная реновация Свияжска, придание новых функций острову Новая Голландия в Санкт-Петербурге, создание Музея пастилы в Коломне как привлечение туризма и придание жизни обветшалому памятнику, привлечение местных жителей к сохранению и реставрации своего дома в Перу, народная реставрация фабрики в Голландии и другие примеры и их объяснение помогли лучше понять направления векторов современного сохранения наследия.
Лекторий в КГИОПе помогает студентам познакомиться с разными темами, связанными с культурным наследием и прикоснуться к работе, осуществляемой в нашем городе. Кроме того, это прекрасная возможность познакомиться с опытом ведущих профессионалов в данной области, так как лекторами выступают не только сотрудники КГИОПа, но и приглашенные специалисты.
Дарья Вабищевич, архитектурный факультет
✔ Узнавайте первыми о событиях университета, подписывайтесь Вконтакте