
Леонид Балтовский, профессор кафедры истории и философии СПбГАСУ, принял участие в научной дискуссии «Ценности как философская проблема». Дискуссия прошла 29 марта в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. С докладами на этом мероприятии выступали учёные из Института философии Российской академии наук.
Мы спросили Леонида Васильевича, что такое ценности и кто их формирует.
– Ценности – это ответ человека на нравственные и эстетические вызовы истории. Эстетические ценности связаны с выявлением, переживанием, созданием гармонии. Они связаны со способностью человека к глубоким, сильным, ярким эмоциональным переживаниям, умением воспринимать множество оттенков настроений и чувств.
Ещё древние греки понимали гармонию как основное качество космоса, которое проявляется как единство многообразия, слаженность, созвучие, целостность. Гармонизация отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе вызывает ощущение психологического комфорта, наслаждения, удовольствия. Гармония переживается вдохновенно, рождая красоту. Это те вещи, идеи, смыслы, ради которых человек, группа, общество готовы творить, создавать или жертвовать. Ценности не возникают сами по себе, они являются результатом духовного развития человечества. Создателями ценностей являются учёные, писатели, актёры, художники, то есть люди интеллектуального труда, которые трудом утверждают жизнь. Труд сам по себе является важной нравственной ценностью.
– Чем важны ценности?
– Ценности приобретают значимость в ориентации жизни человека, помогают формировать мечту и ставить цель. Позволяют принимать правильные решения и находить оптимальные варианты выбора средств для реализации замысла, обеспечивая взаимопонимание во взаимодействии с другими людьми в обществе и т. д.
– Что делать человеку, чьи ценности не совпадают с ценностями других людей?
– Для начала такому человеку можно порекомендовать метод, в научной литературе получивший название «теория "зеркального "Я"», в котором общество служит своеобразном зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самом себе берёт истоки именно в таком представлении. Наблюдая за реакцией других, человек корректирует своё представление о должном, формируя в себе общечеловеческие ценности, о которых мы говорили выше.
В отношении ценностных ориентаций самое главное, что в погоне за средствами для жизни человек не должен потерять её цель и смысл.
– Чем актуальна дискуссия о ценностях в наше время?
– Актуальность вызвана потребностью в сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также необходимостью противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности России в вопросах, затрагивающих традиционные ценности российского общества.
– Чем традиционные российские духовно-нравственные ценности отличаются от общечеловеческих?
– Тем, что отражают самобытность российского народа и его духовные ориентиры. Согласно указу (Указ Президента Российской Федерации № 809 от 9 ноября 2022 г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»), традиционные ценности – это нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности. К ним относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека; патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу; высокие нравственные идеалы (правда, они в указе не раскрываются), крепкая семья, созидательный труд; приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость; коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение; историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России. В то время как общечеловеческие ценности объединяют людей всех народов независимо от того, где они живут, и включают такие понятия, как справедливость, любовь, добродетельность.
– Что из сказанного в ходе дискуссии стоило бы передать студентам, коллегам?
– Студентам следует уважительно относиться к культурно-историческому наследию страны. Усердно, старательно внимать, изучать историю через знакомство с биографиями и деятельностью выдающихся людей Отечества. Знания достижений великих людей будут способствовать формированию и развитию чувства патриотизма, гордости и уважения к талантам России.
Преподаватель как носитель знания выполняет основную роль в процессе формирования ценностных ориентаций студенческой молодёжи. Он не только творец образовательного процесса, но и носитель этических норм, наглядный пример для студентов в вопросах сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей.
Придерживаясь высоких стандартов этики и морали, преподаватель должен понимать, что он способен воплощать духовные ценности в жизнь через свои поступки и отношения с окружающими, создавая тем самым основу для формирования подобных ценностей у студентов.
– К каким выводам пришли участники дискуссии?
– Участники научной дискуссии согласились в том, что следует уделять больше внимания сохранению культурной идентичности, в том числе традиционных ценностей, так как происходящие в современном мире социокультурные изменения могут негативно влиять на единство многонациональной и многоконфессиональной России.
Выступающие говорили, что традиционные ценности представляют собой устоявшиеся общепринятые убеждения, которые, в свою очередь, определяют поведение и взаимоотношения людей, являясь основой для формирования культурного наследия и передачи ценностей от поколения к поколению. Было сказано о необходимости обратить должное внимание на воспитание и образование подрастающих поколений в духе уважения к традиционным духовно-нравственным ценностям, учитывая при этом деятельность экстремистских и террористических организаций, отдельных СМИ недружественных России государств.
Выступающие отметили распространение деструктивных идеологий, включающих пропаганду эгоизма, безнравственности, вседозволенности, отрицания идеалов служения Отечеству и других не менее важных для укрепления общества ценностей.
Участники дискуссии подчеркнули: для решения возникающих проблем по сохранению и укреплению традиционных ценностей должна осуществляться системная работа в области образования и воспитания, культуры и науки, средств массовой информации и коммуникации.
Участие Леонида Балтовского в научной дискуссии высоко оценила заведующая кафедрой истории и философии СПбГАСУ Ирина Лапина: «Считаю, что профессор Балтовский достойно представил кафедру на таком важном мероприятии. Наши педагоги неустанно расширяют свой научный кругозор и прилагают все усилия, чтобы воспитывать у студентов гражданское самосознание, прививать молодёжи правильные ценности».