Сегодня деятельность вожатых поддерживается на уровне президента страны, который дал профильным ведомствам ряд поручений, направленных на развитие движения. Но задолго до этого, в 2011 г., в нашем университете был организован студенческий педагогический отряд (СПО) «Арлекино», а через несколько лет появился второй студотряд такого направления – «Свобода».
О том, как студенты-вожатые вносят свой вклад в воспитание будущих поколений и какие навыки приобретают сами, рассказывают представители этих студотрядов.
«Арлекино»: детям – радость, нам – интересный опыт
Студентка третьего курса архитектурного факультета Надежда Быкова напомнила, что изначально активисты раздумывали над тем, какой отряд создать: строительный или педагогический? В итоге решили начать с направления, в котором имели наибольший опыт. По её словам, сегодня «Арлекино» работает в детских оздоровительных лагерях и организациях со схожим направлением и структурой деятельности в Петербурге и Ленинградской области. Место работы выбирает, исходя из предлагаемых условий, с учётом транспортной доступности и интересов бойцов отряда, итогов последнего летнего трудового сезона.
«Обязанности вожатых варьируются в зависимости от конкретного лагеря. В основном мы организуем детский досуг, проводим мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, развитие их индивидуальных способностей. В некоторых случаях на наши плечи ложится и организация общелагерных мероприятий, а также повседневная бытовая работа», – пояснила Надежда.
Она считает, что вожатская деятельность позволяет студентам развивать многие личностные качества, в том числе ответственность, организованность, креативность, умение работать в режиме многозадачности, эффективно распределять своё время.
«Работа с детьми позволяет более точно анализировать человеческие взаимоотношения, грамотно разрешать конфликты, быстро перестраиваться в зависимости от ситуации, а также помогает перенаправить свои мысли на созидание и стремление видеть в окружающих хорошее», – подытожила Надежда.
Студент факультета инженерной экологии и городского хозяйства Егор Юрыгин добавил, что работа вожатым позволяет к тому же развивать коммуникабельность.
«Когда я поступал в университет, был максимально закрытым человеком, почти не общался с окружающими, как и они со мной. Понимал, что с этим комплексом нужно бороться. Став студентом, всё же познакомился с парой ребят из своей группы. С одним из них и записался в студотряд. Признаться, твёрдых мотивов у нас не имелось, а педагогическое направление и вовсе было чуждо: просто решили подойти к замечательным девушкам-агитаторам и полюбопытствовать. Однако затем уже всерьёз стали бойцами этого отряда. Желание работать в этой сфере появилось само. И тут вспомнил, как в школьные годы ко мне всегда тянулись дети, появилась надежда на успешную деятельность. Да и привлекла смена деятельности, в этом есть своя романтика», – рассказал Егор.
Выпускница СПбГАСУ, студентка первого курса Института безотрывных форм обучения Анастасия Пономарёва добавила, что работа вожатым даёт возможность снова окунуться в беззаботное время детства, прочувствовать атмосферу детского лагеря, но уже в новом для себя амплуа.
«Отрадно видеть улыбки детей, их искреннюю реакцию на то, что ты для них организовываешь. Трогательно наблюдать моменты прощания в конце смены и как растут дети, у которых ты был вожатым несколько лет назад. Работая вожатым, понимаешь, насколько дети разные. Работать с ними – огромный и ответственный труд, но и бесценный жизненный опыт!» – поделилась Анастасия.
Она работала не только в детских оздоровительных лагерях, но и в рамках специальных программ в городских профильных лагерях, на выездных слётах Юнармии, в санаториях. «На лагерных сменах у каждого бойца или нескольких бойцов есть свой отряд детей. Мы следим за дисциплиной, соблюдением распорядка дня, организуем детский досуг, а также готовим вместе с педагогическим составом лагеря концерты, фестивали, тематические игры», – уточнила Анастасия.
«Свобода»: развивая детей, развиваемся сами
Студентка второго курса строительного факультета Софья Сидорова считает, что во время учёбы большинство ещё не определилось, чем точно хотят заниматься в будущем, поэтому в пору студенчества им хочется пробовать всё.
«Даже если ты намерен работать по специальности, можно в годы учёбы попробовать себя и в другой профессии. А заодно и провести лето на море, что тоже служит сильной мотивацией. В восемнадцать-девятнадцать лет хочется подольше оставаться детьми, развлекаться, а это доступно только в окружении детей, соответственно, в педагогических отрядах. На сменах мы несём ответственность не только за физическое, но и за психологическое здоровье детей, за их хорошее настроение. Помимо очевидного контроля за соблюдением лагерного режима и правил, вожатый должен создавать внутри отряда тёплую атмосферу доверия, наставлять детей и зажигать в них интерес к самым разнообразным мероприятиям. Ребята в отряде всегда могут положиться на нас, ведь вожатый должен быть примером и опорой, который всегда поможет и советом, и действиями. Ты обязан решать детские конфликты быстро и непредвзято, помогать разрешить любые возникающие проблемы и всегда быть готовым встать на защиту своих ребят. Вожатый – это образ идеального взрослого, который должен учить и вдохновлять детей своим примером», – убеждена Софья.
Несмотря на то, что она не планирует связывать свою профессиональную деятельность с преподаванием, ей интересно взаимодействовать с детьми, и работа вожатой помогает лучше узнать их психологию. «Ты постоянно открываешь в детях что-то новое, а сама передаёшь им свой опыт. Это увлекательное и полезное общение. Помимо работы непосредственно с детьми, можно развивать собственные творческие способности, к примеру, в хореографии, вокале, игре на гитаре. Благодаря педагогическим отрядам, я стала более открытой к людям, более стрессоустойчивой и терпимой. Стала лучше понимать мотивы и действия других и интересоваться психологией», – заключила Софья.