Top.Mail.Ru
En
Все новости

Магистрант СПбГАСУ разработал методику для борьбы с колейностью на дорогах

Текст: Татьяна Петрова

Фото: управление информационной политики СПбГАСУ

7 июня 2023
Игорь Ярышкин Игорь Ярышкин

Игорь Ярышкин, магистрант второго курса строительного факультета СПбГАСУ, занимается решением проблемы, которая буквально лежит под ногами. Под руководством Александра Симановского, доцента кафедры автомобильных дорог, мостов и тоннелей, он работает над магистерской диссертацией «Методы снижения колейности на автомобильных дорогах».

Данная работа – продолжение бакалаврской выпускной квалификационной работы Игоря, которая в 2021 г. победила во внутривузовском конкурсе ВКР по направлению подготовки «Строительство» и заняла третье место на конкурсе студенческих ВКР «Транспортная инфраструктура мегаполиса 2021», посвящённом Дню работников дорожного хозяйства. Организатором конкурса выступал Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. В 2023 г. проект Игоря Ярышкина «Колееобразование и методы борьбы с ним на стадии ремонта и строительства» выиграл грант на Всероссийском инженерном конкурсе.

По мнению магистранта, колейность, как и любая деформация, возникает при сочетании нескольких внешних факторов, в числе которых – характер и степень нагрузок, оказываемых автомобилями, климатические условия, особенно температура воздуха и влажность грунта, и внутренних факторов, определяемых физико-механическими характеристиками дорожной конструкции, такими как сдвигоустойчивость, степень уплотнения слоёв дорожной одежды, особенности и уровень влажности грунта рабочего слоя.

В Северо-Западном федеральном округе колейность возникает на нежёстких дорожных покрытиях с коагуляционными структурами, а именно с применением асфальтобетона на основе битумного вяжущего. Поэтому в своём дипломе Игорь Ярышкин предложил конструкцию со слоем цементобетона в основании.

«У асфальта – коагуляционная структура, у бетона – монолитная. Асфальт быстрее разрушается, однако намного ремонтопригоднее, бетон – надёжнее, но ремонтировать его очень проблематично. К тому же до начала эксплуатации бетону нужно постоять в покое 28 суток, что очень затягивает производство работ. Однако можно строить качественные дороги, совмещающие в себе прочность и долговечность бетона и ремонтопригодность асфальтобетона», – уверен Игорь.

Осенью 2022 г. студент провёл натурные замеры в Твери и выяснил, что сверхнормативная колея образуется даже при применении высококаркасных смесей со значительным содержанием щебня в зонах разгона и торможения. Это противоречило общепринятым суждениям о том, что колееобразование, вызванное структурными разрушениями грунтов, можно предотвратить на стадии проектирования и изысканий, а остаточных пластических деформаций асфальтобетона – избежать путём внедрения и применения новых ГОСТов, высококаркасных смесей и полимерных вяжущих. Дальнейшими изысканиями были установлены теоретические основы для устранения колеи с применением методики вторичной переработки асфальтобетона и предложен альтернативный вариант конструкции в зонах повышенного колееобразования, призванный остановить развитие экстремальных колей.

В планах магистранта – продолжить свои исследования в аспирантуре.