Игорь Ярышкин, магистрант второго курса строительного факультета СПбГАСУ, занимается решением проблемы, которая буквально лежит под ногами. Под руководством Александра Симановского, доцента кафедры автомобильных дорог, мостов и тоннелей, он работает над магистерской диссертацией «Методы снижения колейности на автомобильных дорогах».
Данная работа – продолжение бакалаврской выпускной квалификационной работы Игоря, которая в 2021 г. победила во внутривузовском конкурсе ВКР по направлению подготовки «Строительство» и заняла третье место на конкурсе студенческих ВКР «Транспортная инфраструктура мегаполиса 2021», посвящённом Дню работников дорожного хозяйства. Организатором конкурса выступал Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. В 2023 г. проект Игоря Ярышкина «Колееобразование и методы борьбы с ним на стадии ремонта и строительства» выиграл грант на Всероссийском инженерном конкурсе.
По мнению магистранта, колейность, как и любая деформация, возникает при сочетании нескольких внешних факторов, в числе которых – характер и степень нагрузок, оказываемых автомобилями, климатические условия, особенно температура воздуха и влажность грунта, и внутренних факторов, определяемых физико-механическими характеристиками дорожной конструкции, такими как сдвигоустойчивость, степень уплотнения слоёв дорожной одежды, особенности и уровень влажности грунта рабочего слоя.
В Северо-Западном федеральном округе колейность возникает на нежёстких дорожных покрытиях с коагуляционными структурами, а именно с применением асфальтобетона на основе битумного вяжущего. Поэтому в своём дипломе Игорь Ярышкин предложил конструкцию со слоем цементобетона в основании.
«У асфальта – коагуляционная структура, у бетона – монолитная. Асфальт быстрее разрушается, однако намного ремонтопригоднее, бетон – надёжнее, но ремонтировать его очень проблематично. К тому же до начала эксплуатации бетону нужно постоять в покое 28 суток, что очень затягивает производство работ. Однако можно строить качественные дороги, совмещающие в себе прочность и долговечность бетона и ремонтопригодность асфальтобетона», – уверен Игорь.
Осенью 2022 г. студент провёл натурные замеры в Твери и выяснил, что сверхнормативная колея образуется даже при применении высококаркасных смесей со значительным содержанием щебня в зонах разгона и торможения. Это противоречило общепринятым суждениям о том, что колееобразование, вызванное структурными разрушениями грунтов, можно предотвратить на стадии проектирования и изысканий, а остаточных пластических деформаций асфальтобетона – избежать путём внедрения и применения новых ГОСТов, высококаркасных смесей и полимерных вяжущих. Дальнейшими изысканиями были установлены теоретические основы для устранения колеи с применением методики вторичной переработки асфальтобетона и предложен альтернативный вариант конструкции в зонах повышенного колееобразования, призванный остановить развитие экстремальных колей.
В планах магистранта – продолжить свои исследования в аспирантуре.