Концепция модернизации мемориального комплекса путём устройства велодороги
Восемь команд в составе магистрантов архитектурного факультета СПбГАСУ представили свои концепции по модернизации архитектурно-ландшафтного комплекса «Дорога жизни» на конкурс Комитета градостроительной политики Ленинградской области при поддержке гранта губернатора Ленинградской области. С инициативой его проведения изначально выступили активные жители Всеволожского района. Проект одобрил Президент России. Затем возникла идея подключить к проектированию студентов архитектурных вузов, чтобы их свежее видение помогло бы максимально приблизить концепцию к молодой аудитории. Конкурс объединил магистрантов из СПбГАСУ и других регионов России, показав интерес молодого поколения к сохранению исторического наследия и обновлению широко известного мемориала.
Кандидат архитектуры, доцент кафедры градостроительства архитектурного факультета, координатор команд-участниц СПбГАСУ Светлана Левошко пояснила, что к конкурсу по «Дороге жизни» специально привлекли именно студентов – будущих специалистов, ожидая от них самых неординарных решений и дав им возможность выразить своё видение мемориала.
«Модернизация должна решать проблемы дорожно-транспортной инфраструктуры, экологии, ландшафтно-средовой организации существующих памятников, а возможно, и создания новых памятных мест. Просветительское и мемориальное содержание маршрута "Дорога жизни" должно сочетаться с высоким качеством обслуживания туристов. Данный объект сложен для преобразований в силу своей огромной протяжённости в 46 километров, к тому же это объект культурного наследия, элемент компонента Зелёного пояса Славы – объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Поэтому к модернизации комплекса предъявляются жёсткие требования, и перед архитекторами стоит непростая задача: с одной стороны, максимально сохранить облик объекта, с другой, максимально удовлетворить современные требования», – прокомментировала Светлана Левошко.
За десятилетия трасса шоссе «Дорога жизни» существенно расширилась, вплотную подойдя к некоторым памятникам, местами исключив возможность безопасного пешеходного движения. Возникла острая необходимость в просторных парковках, поскольку экскурсионным автобусам негде развернуться, в остановках и пешеходных переходах. При разработке концепции нужно было углубиться в историю предметного формирования комплекса, решить, какими градостроительными, архитектурными, ландшафтно-дизайнерскими средствами можно не только сохранить этот мемориальный объект, но и развить его пространственно и семантически, подчеркнуть территориальное единство, уникальность и значимость, улучшить экологическое состояние. Ныне мемориальная дорога, по сути, – очень шумная автомагистраль с напряжённым трафиком, на некоторых участках хаотично застроенная, с загрязнённым воздушным бассейном: очень сложно ухаживать за памятниками непосредственно вдоль дороги, они особенно подвержены негативному влиянию атмосферы.
Эскиз мемориала погибшим на Ладожском озере (руководитель Виктория Шкода)
Магистрантка второго курса кафедры градостроительства, представитель одной из команд Виктория Шкода подчеркнула, что их концепция формирования единого культурного пространства «Дороги жизни» решена путём модернизации существующих памятников и включением практически неизвестных. Команда добавила новые функции территориям существующих памятников и в соответствии с техническим заданием разработала эскиз мемориала погибшим на Ладоге. Разместили его на новой набережной между памятником «Разорванное кольцо» и станцией Ладожское Озеро. Он стал центральной частью композиции и представляет собой арку — своеобразную границу между миром живых и мёртвых — за которой видны силуэты людей разного пола и возраста, уходящих вдаль к Ладоге. Значимость комплекса повышается с помощью точечного освещения, благоустройства, айдентики. Например, подсветка и благоустройство километровых столбов позволит «выстроить» их более чётко и выразительно, а включение нового логотипа и паттерна в такие повседневные объекты, как скамьи, шумозащитные экраны, информационные стенды и стелы, сможет стать объединяющим символом, проходящим через каждый мемориальный комплекс.
В свой проект команда включила информационно-туристический центр и автобусные остановки, а памятники соединила разными маршрутами. Так удастся организовать экскурсию от Петербурга сначала до посёлка Коккорево, затем по водному пути до деревни Кобона с посещением музея «Дорога жизни» и важных мемориалов вдоль Невы, например, «Невского пятачка», и, таким образом, совершить кольцевое путешествие.
Магистрантка первого курса кафедры градостроительства, представитель ещё одного творческого коллектива Анастасия Орешникова рассказала, что в идее модернизации комплекса они первоначально сосредоточились на попытках решения очень существенной проблемы – расширения дороги, высокого трафика, жалоб местных жителей на шум и загазованность. Ребята решили разгрузить её с помощью дублирующей трассы до Всеволожска и за счёт общественного транспорта, причём настаивают на электротранспорте и предлагают монорельс, который шёл бы от реки Охты до Всеволожска. Так удастся пересадить автолюбителей из личных авто в экологичный общественный транспорт, разгрузить парковочные места, получив дополнительные пространства. Сегодня высокий трафик по бо́льшей части транзитной дороги умаляет историческую и мемориальную ценность «Дороги жизни».
«Ладожское озеро вдохновило нас на ледовую тему, поэтому мы выбрали дизайн-код в голубоватых оттенках: скамьи, два вида остановок, один – в виде "разорванного кольца", логотип и т д. Для привлечения туристов разработали информационный туристический центр, пешие и велосипедные маршруты, сеть кафетериев, в одном из которых разместили небольшую оранжерею для выращивания растений, семена которых сохраняли в блокаду зачастую ценой собственной жизни. Это в память учёных и исторических событий», – поделилась Анастасия.
Магистрантка первого курса кафедры градостроительства Виталина Обозянских добавила, что в разработке эскиза информационно-туристического центра они оттолкнулись от архитектуры железнодорожной станции на 46 километре, ныне музея «Дорога жизни». «Здание бывшего железнодорожного вокзала нам настолько понравилось, что несколько элементов мы заимствовали: раздвигающуюся кровлю, большое остекление, отделку стен. Получилось всё в едином стиле: динамический элемент можно увидеть в информационных панелях, большое остекление – в остановках и скамьях. Здание многофункционально: касса, магазины сувениров и необходимых в пути товаров, кафе, гардероб, зона отдыха, библиотека и даже экспозиционный зал и выставочное пространство. Предусмотрена детская игровая площадка, автомобильная и велосипедная парковки», – рассказала Виталина.
Участница этой же команды магистрантка Лейла Дадаева добавляет, что в их проекте художественное освещение выступает не только элементом благоустройства, но имеет и символическое значение. Опоясывающий «Рощу 900 берёз» красный световой элемент в виде тонкой ленты подсвечивает её и выделяет в вечернее время, когда красных галстуков на стволах не видно. Голубоватое освещение акцентными прожекторами сделает памятник «Балтийские крылья» заметнее, а скрещивающие лучи, которыми вычисляли вражеские самолёты, напомнят о военных событиях в небе. Таким образом, отдаётся дань памяти прожектористам (специалистам по работе с прожекторами).
«Незаметна с трассы и "Блокадная регулировщица", поэтому мы решили установить здесь указатель с подсветкой: бетонную плиту с вырезанным в ней насквозь силуэтом девушки-регулировщицы и красным полупрозрачным элементом, символизирующим её флажок для указания пути легендарным "полуторкам". По нашему замыслу, выгодно смотреться будут светильники, цветы-фонарики, ведущие к памятникам, подсветка ступеней. Мы максимально заменяем плиточное городское покрытие на набивные дорожки с гравийным (или иным) отсевом, чтобы лучше вписаться в природную среду», – рассказала Лейла.
Магистрант второго курса градостроительства, представитель другой команды Илья Афанасьичев отметил, что во время анализа территории они обнаружили множество объектов, связанных с дорогой жизни, которые не включены в программу конкурса, но, на их взгляд, заслуживают внимания. Поэтому они поставили перед собой важную задачу: все объекты мемориального комплекса объединить велопешеходной дорогой. Это будет многофункциональная велодорога, позволяющая не только проехаться на свежем воздухе, но и осмотреть памятники, отдохнуть. «Обследуя "Дорогу жизни", мы заметили, что на Пороховском кладбище также есть мемориалы с многочисленными захоронениями и решили, что оно может считаться логическим началом, поэтому предложили начать веломаршрут именно от него и обозначить это место стелой. Маршрут тянется по всей Дороге жизни, в некоторых местах раздваиваясь, чтобы была возможность посетить каждый памятник. Считаем, что такая идея актуальна. За последние пять лет среди участников велосообщества сложилась традиция каждый год на 9 Мая собираться у памятника Тане Савичевой и совершать велопробег по Дороге жизни. Наш модернизированный маршрут объединит 39 объектов и позволит посетить каждый из них», – пояснил Илья.
Во время анализа исторических карт и материалов ребята определили для себя Дорогу жизни как объект, «питающий», Санкт-Петербург, поэтому они на своём логотипе изобразили дорогу в виде ствола и ветвей дерева, питающего текстовую крону, символизирующую Санкт-Петербург и примыкающие к дороге города. Также на логотипе вокруг дерева изображено незамкнутое кольцо – символ блокады Ленинграда. По такому же принципу формообразования они спроектировали новые объекты: остановки, информационный туристический центр и кафе в форме полукруга и незамкнутой окружности, интерпретирующих образ незамкнутого кольца, а по центру остановки высажено живое дерево. «В том числе мы проанализировали застройку вдоль дороги и поняли, что некоторые объекты являются дисгармонирующими и не имеют связи со смыслом мемориального объекта. На данном этапе предлагаем перекрасить их в более нейтральные цвета и жёстче контролировать охрану мемориала, избегая внесения посторонних по смыслу построек в столь значимый исторический объект», – заключил Илья Афанасьичев.