Top.Mail.Ru
En
Все новости

Мария Рядова: «Реставрация окрыляет»

Текст: Елена Шульгина

7 апр 2020
М. Н. Рядова

Музей-заповедник «Царское Село» – один из самых известных в мире, в том числе благодаря «восьмому чуду света» – Янтарной комнате. Сегодня мы беседуем с человеком, которому выпало счастье не только сохранять удивительную красоту дворцов и парков, но и приумножать эти богатства. Это главный архитектор ГМЗ «Царское Село», выпускница СПбГАСУ Мария Рядова.

– Мария Николаевна, когда Вы приняли решение стать архитектором-реставратором?

– Передо мной даже не стояло такого вопроса. Я окончила архитектурный класс 564-й школы, училась в художественной школе. В одиннадцатом классе поняла, что хочу связать свою профессиональную жизнь с реставрацией. Поступить в СПбГАСУ на эту специальность было нелегко. Сначала училась на строительном факультете на кафедре реставрации и реконструкции архитектурного наследия и получила специальность «реставратор-инженер», а в 2017 году закончила магистратуру архитектурного факультета по специальности «архитектор-реставратор».

– Какие люди и события повлияли на Вас во время учёбы в университете?

– Во-первых, это мой дипломный руководитель Валерия Васильевна Морозова. Для всех моих однокурсников она стала очень дорогим и близким человеком, мы общаемся до сих пор. У нашего университета есть одно важное качество: если студент хочет получить знания, ему их дадут. Тем более, что здесь работают профессионалы высочайшего уровня. Василий Семёнович Горюнов – один из известнейших исследователей архитектуры Петербурга – читал нам лекции не только в аудиториях. Мы ходили по городу и «наяву» знакомились с архитектурными шедеврами и городской средой, которая их формирует. Благодаря Сергею Владимировичу Семенцову, одному из основоположников средового и градостроительного принципов охраны, мы знали о новаторских тенденциях в деле охраны памятников, которые позже были приняты на законодательном уровне.

Очень важны были практические занятия, конкретные обмеры, выезды на объекты – памятники архитектуры и строящиеся здания. На лекциях по технологии реставрации рассказывают об этапах ведения работ, но пока ты не придёшь на объект, детали и нюансы остаются для тебя скрытыми.

На курсе было полноценное изучение конструкций (деревянных, металлических, железобетонных) в течение двух – двух с половиной лет. Задача реставрации – максимально сохранить исторические объекты, обеспечить их несущую способность. Поэтому чем больше у тебя знаний, чем больше вариантов конструктивных схем ты можешь предложить, тем проще принять правильное решение. Ведь зачастую памятники находятся в плохом или аварийном состоянии.

– Как складывалась Ваша карьера?

– На пятом курсе университета я поступила на работу в институт «Ленпроектреставрация». Это одна из старейших проектных организаций города. Я работала в техническом отделе, который возглавлял Александр Евгеньевич Серов. Первым моим объектом стал Казанский собор, где я занималась техническим обследованием крыши и стропильной системы. Впоследствии это стало темой моей дипломной работы. Председателем экзаменационной комиссии была Ольга Владиславовна Таратынова, которая тогда занимала должность первого заместителя председателя КГИОП. Через некоторое время меня пригласили туда на работу в отдел пригородных районов. Я вела охрану объектов Пушкина и Павловска. Так что, получается, круг замкнулся: уже почти десять лет работаю в музее-заповеднике «Царское Село».

Позже меня перевели в отдел Центрального района, курировала реставрацию Казанского собора, Дворянского собрания (филармонии), Цирка Чинизелли, Михайловского театра и ещё восьмидесяти объектов. Работу в КГИОП тоже можно назвать университетом. Здесь передают традиции петербургской школы реставрации.

В 2011 году Ольга Владиславовна Таратынова предложила мне занять должность начальника проектно-сметного отдела ГМЗ «Царское Село», затем я стала главным архитектором музея.

– Какие проекты в Царском Селе были реализованы и реализуются под Вашим руководством?

– С 2010 года основной вектор развития музея был направлен на восстановление Александровского парка и его объектов. Самое важное – реставрация и приспособление Александровского дворца. Мы начали этот процесс девять лет назад, работы продолжаются. Нынешним летом откроем первые восемь интерьеров личной половины Николая II и Александры Фёдоровны.

Среди завершённых объектов – павильоны «Белая башня», «Арсенал», «Шапель» в Александровском парке. Самые интересные, на мой взгляд, – Агатовые комнаты и церковь Воскресения Христова Екатерининского дворца, потому что здесь сохранилась подлинная отделка XVIII века. Это позволило нам применить методику консервации. И для меня именно эти интерьеры – восьмое чудо света.

  • Агатовые комнаты – апартаменты императрицы Екатерины II, сохранившие подлинную историческую отделку до наших дней. Они уникальны как в художественном, так и в техническом отношении и не имеют аналогов не только в России, но и в мире.

Дворцовую церковь мы открыли для посетителей в апреле прошлого года. Масштабная реставрация этого архитектурного шедевра XVIII века, созданного по проекту Франческо Растрелли, велась четыре года. Работы выполняла Царскосельская янтарная мастерская, специалисты которой восстанавливали Янтарную комнату и реставрировали Агатовые комнаты.

Исторический интерьер возрождали 350 специалистов – позолотчики, лепщики, резчики, живописцы. Церковь, перегороженная многоярусными строительными лесами, на время работ превратилась в огромную реставрационную мастерскую. Сложной и ответственной стала для мастеров работа с богатым золочёным убранством интерьера. Более ста профессиональных позолотчиков возвращали былую роскошь и блеск многочисленным фигурам ангелов, сложным деталям и цветочным гирляндам. В послевоенные годы было собрано более 2,5 тысячи фрагментов декора церкви. Утраченные фрагменты воссозданы в дереве, без золочения и тонировок. Благодаря такому приёму посетитель может отличить исторические элементы от новых.

Реставрация церкви сопровождалась интересными находками и открытиями. В алтарной части реставраторы обнаружили за обшивкой иконостаса аккуратно сложенные детали золочёного декора церкви – 182 фрагмента. Скорее всего, в послевоенные годы это сделали сотрудники музея в надежде, что к возрождению интерьера рано или поздно приступят. Мастера провели кропотливую работу по идентификации этих деталей, чтобы выяснить их историческое расположение. Из 54 фрагментов золочёной резьбы собрали одну створку Царских врат. Радостным событием стало обнаружение в «кладе» двух ангелов, украшавших алтарную сень.

В 2014 году после масштабной реставрации мы открыли в здании Государевой Ратной палаты единственный в современной России музей Первой мировой войны.

Но работа главного архитектора – это не только парадные интерьеры и дворцовые фасады, но и инженерные сети, трансформаторные подстанции, котельные, – то, что чаще всего посетители не замечают. Наверное, это одна из самых сложных сторон моей деятельности. Но как показывает практика, научиться можно всему.

– Что бы Вы хотели пожелать тем, кто сегодня учится в СПбГАСУ?

– Помнить о том, что лекции и семинары – это очень важно, но студенческую жизнь никто не отменял. Если бы не мой стройотряд «Искра», я бы никогда не побывала в Норильске. Так что участвуйте в общественной жизни, ездите в стройотряды. Не переживайте, в итоге вы всё сдадите! Главное – не терять внутреннюю уверенность и потребность в знаниях. И всех призываю: «Поедем в Царское Село!».