К победам в боях устремлённый,
Блокаду взломав навсегда,
Стоит на Неве обновлённый
Наш город – творенье Петра.
В. В. Инчик
Восстановление Ленинграда началось сразу же после освобождения города от вражеской блокады. Одним из первых зданий, которое было восстановлено, стал жилой дом на перекрёстке улицы Гоголя (Малой Морской) и Кирпичного переулка. Этот дом был разрушен в конце 1941 г. в результате попадания фугасной авиационной бомбы калибром 250 кг в землю на расстоянии двух метров от фундамента. Взрыв вырвал из стены часть кладки и образовал глубокую воронку, в которую провалился угол здания.
Восстановлением дома занималась группа каменщиков, которую возглавлял опытный мастер Алексей Куликов. Применяя методы рационализации, Алексей добился перевыполнения нормы в восемь-десять раз, укладывая за смену до восьми-десяти тысяч кирпичей. Ударная работа каменщика Алексея Куликова была отмечена Сталинской премией третьей степени.
Особенно интенсивно шли восстановительные работы на Невском проспекте, где были воссозданы Гостиный двор, дома под номерами 30/16, 68/40, 35/17 и другие.
В первые месяцы после блокады восстановление зданий велось с использованием кирпича, который собирали на местах разрушенных домов.
Заведующий кафедрой строительных материалов ЛИСИ (ныне СПбГАСУ), доктор технических наук, профессор П. И. Боженов разработал технологию получения нефелинового цемента, эффективно заменяющего портландский цемент, остро необходимый строительному производству и восстановительным работам.
Помимо специалистов и опытных мастеров, на восстановительные работы направлялась молодёжь из числа студентов и школьников. В это время в Ленинграде во всех районах открылись Ремесленные училища, где обучали различным строительным специальностям. Для повышения квалификации молодых строителей ленинградское издательство «Лениздат» выпустило серию брошюр: Б. Д. Аменицкий, «В помощь начинающему маляру»; Б. Д. Аменицкий, «В помощь начинающему стекольщику», 1944 г.; В. И. Макаров, «В помощь начинающему кровельщику и штукатуру», 1944 г.; М. М. Сапожников, «В помощь начинающему водопроводчику», 1944 г.; В. И. Шевцов, «В помощь начинающему электромонтёру», 1944 г.; В. В Максимов, С. П. Майзель, «Из опыта восстановления зданий города Ленинграда», 1947 г.
Особенно актуальным было издание в начале 1945 г. книги профессора ЛИСИ Антона Иосифовича Порадни «Архитектурно-художественная отделка зданий», в которой наиболее важной стала тема восстановления декора на фасадах и в интерьерах исторических домов города.
- Помимо книг и многочисленных инструкций, строителей вдохновляли плакаты, которые развешивались по всему Ленинграду.
Здание Главного Адмиралтейства даже в дни войны и блокады после каждого налёта и обстрела, по мере возможности, ремонтировалось и восстанавливалось. Этой ответственной работой руководил архитектор Владимир Иванович Пилявский, ставший впоследствии профессором ЛИСИ (СПбГАСУ).
На Адмиралтейство было сброшено пять фугасных авиабомб калибром от 250 до 500 кг, двенадцать раз оно было обстреляно из дальнобойных орудий. Но ещё осенью 1942 г. тысячи мелких пробоин в кровле Адмиралтейства были заделаны ветошью и суриковой замазкой, а на участке с большими пробоинами наложены заплаты из железа и толя. Сразу после окончания войны началась реставрация Адмиралтейства силами военно-строительных организаций, которые отремонтировали крыши и фасады зданий.
Один из авторов этой статьи, работая в Адмиралтействе с 1954 по 1964 гг., по собственной инициативе обследовал кирпичную кладку башни, а также подвальных помещений, установил их состояние и отобрал образцы исторической керамики для демонстрации сначала на лекциях в СПбГАСУ (где начал работать с 1964 г.), а затем в Музее кирпича университета.
В период восстановительных работ в Ленинграде первостепенное значение придавалось объектам, связанным с памятью В. И. Ленина. В блокадные годы архитектурному ансамблю Смольного был нанесён серьёзный ущерб. Поэтому начиная с 1946 г. во всём его комплексе велись планомерные реставрационные работы. В 1953 г. разрушенный юго-западный корпус архитектурного ансамбля был полностью восстановлен по проекту архитектора И. Н. Бенуа.
Реставрационные работы проводились в здании Смольного института на протяжении 1974–1982 гг. За это время отреставрированы его фасады, главная лестница и многие помещения.
Серьёзно пострадал в годы блокады Исаакиевский собор. Уже 29 октября 1941 г. возле собора разорвался снаряд; 14 мая 1942 г. второй снаряд попал в юго-западный угол собора, а 23 января 1943 г. у собора взорвалась бомба, взрывная волна которой выбила стекла витража, после чего через пробоины в кровле внутрь здания начали проникать атмосферные осадки. От сырости и холода декоративное убранство собора стало разрушаться. Кроме того, внутри собора нарушилось сцепление между штукатуркой и кладкой кирпичных стен.
Сотрудники Ленинградского инженерно-строительного института Е. Д. Камушер и Л. П. Полевухина под руководством профессора П. И. Боженова для восстановления сцепления штукатурки с кладкой предложили вводить в полости, образовавшиеся между кирпичной кладкой и штукатуркой, раствор намолотой негашёной извести, который отличался большой прочностью, быстротой схватывания и твердения. Восстановление штукатурных покрытий имело важное значение, поскольку на оштукатуренных стенах необходимо было восстановить художественную роспись.
Работы в Исаакиевском соборе были продолжены в 70-х гг. автором настоящей статьи, который занимался тогда обследованием состояния кирпичной кладки чердака. Обследование установило, что лицевая часть кирпичной кладки в различной степени разрушена под воздействием внешних факторов – влажности, температуры и солевой коррозии.
Методами рентгенофазового анализа были выявлены агенты солевой коррозии, представляющие собой многоводные минералы – мирабилит и таумасит, образующиеся при воздействии повышенной влажности и агрессивных газов – сернистого и углекислого. Для предотвращения дальнейшего образования высолов на кирпичной кладке и для её консервации сотрудники ЛИСИ разработали технологию, которая позволила привести стены чердака собора в удовлетворительное состояние.
Судьба храма Спаса на крови, построенного в начале XX в., была драматичной. В 1941 г., ещё до начала войны, решением руководства Ленинграда храм подлежал сносу, для чего были подготовлены соответствующие специалисты и материалы для выполнения взрывных работ. Но начало войны помешало разрушению выдающегося сооружения.
К сожалению, в период блокады храм использовался не лучшим образом: в конце 1941 г., в период высокой смертности горожан от жестокого голода, он превратился в морг. В результате обстрелов и попадания снаряда в купол храма, а также отсутствия в нём отопления в здании возникли серьёзные разрушения.
В послевоенные годы храм Спаса на крови использовался как склад для хранения декораций Малого театра оперы и балета (Михайловского театра). Только в конце 70-х гг. храм начали восстанавливать.
В работе участвовали сотрудники ЛИСИ (СПбГАСУ), в том числе один из авторов этой статьи. Важнейшей задачей реставраторов стало восстановление мозаичных панно внутри храма, частично утративших смальту и обильно покрытых солевыми налётами.
Я, Всеволод Владимирович Инчик, руководил группой, которой предстояло определить состав солей и разработать способ их устранения. Трудность заключалась в том, что растворять соли с помощью кислот было невозможно, так как при этом мог разрушиться цементный раствор, на который посажена смальта. В итоге солевой налёт, представлявший собой волластонит, устранялся вручную с помощью резинок и мелкодисперсной наждачной шкурки. После устранения солевых налётов восстановленные панно из смальты подвергались обработке методом гидрофобизации, разработанным специалистами нашей группы.
В 1944 г. учёные ЛИСИ (СПбГАСУ) участвовали и в других восстановительных работах, связанных с жизнеобеспечением города. Доктор технических наук профессор С. М. Шифрин занимался проблемой постройки общесплавной канализации в центральных районах города. Сточные воды были отведены по единой системе труб в коллекторы, идущие вдоль набережных рек и каналов. Благодаря такому решению воды Фонтанки были очищены настолько, что в них вскоре появилась рыба. Почти полностью освободились от загрязнений Пряжка, Мойка, канал Грибоедова, Обводный и Крюков каналы, а на острове Белом, что вблизи Канонерского острова, были построены очистные сооружения с биологической очисткой сточных вод.
Доктор технических наук, профессор ЛИСИ Н. Л. Стаскевич руководил строительством сланцеперерабатывающих заводов вблизи соответствующих месторождений. Газосланцевые породы стало возможным на месте превращать в горючий газ и транспортировать по трубопроводам к местам потребления. В результате его деятельности в послевоенные годы в каждую квартиру ленинградцев стал подаваться газ.
В первом послевоенном пятилетии восстановительные работы в Ленинграде имели широкий размах и планомерный характер. Специалисты, строители и жители города с воодушевлением выполняли эту нелёгкую задачу.
В этот период было восстановлено более 1,5 млн кв. метров жилой площади, введены в строй здания 196 школ, 343 детских садов и др. В невиданно короткий срок город-герой преобразился, ликвидировав последствия войны и блокады.