Top.Mail.Ru
En
Все новости

Обучающиеся СПбГАСУ стали победителями и призёрами хакатона HackCitySpaces

Текст: Александра Подольникова

Фото: предоставлены Дарьей Баркеевой, Алёной Своекошиновой и Центром компетенций Ленинградской области

29 мар 2022
Хакатон HackCitySpaces 1. Команда проекта «Велес» Савелий Загребин, Виталия Григоренко, Алёна Своекошинова, ментор Евграф Плотников, Вероника Брацихина и Владислав Одинец, 2. Команда проекта парка «Комсомольский» Мария Дружинина, Виктория Пискунова, Виктория Пупенцова, менторы Екатерина Басай и Татьяна Дмитриева и Анна Голдобина, 3. Команда проекта «Гатчинский дворик» и члены жюри: Андрей Польских; директор Центра компетенций Ленинградской области Екатерина Манжула; Таисья Кирьянова; Полина Лизунова; Дарья Баркеева; председатель Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области Александр Тимков; Елизавета Андросова; ментор Ксения Иванцова

22 марта в Санкт-Петербурге подвели итоги молодёжного хакатона HackCitySpaces 2.0, организованного Центром компетенций Ленинградской области при поддержке областного Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и Санкт-Петербургского союза архитекторов. Среди победителей и призёров – студенты и магистранты СПбГАСУ.

Цель турнира, который проводится уже второй раз, – стимулировать идеи по развитию населённых пунктов Ленинградской области.

Главный спонсор HackCitySpaces 2.0 – ООО «Комфортный город», генеральный спонсор – группа компаний «САРОС», официальные спонсоры – ООО «Выбор-СПб» и ТМ «Аданат».

В жюри вошли архитекторы, представители органов власти, эксперты в области урбанистики и комфортной городской среды.

В течение трёх недель участники слушали лекции экспертов, под руководством менторов (наставников) выезжали на территории для предпроектных исследований, встречались с местными жителями для сессий соучаствующего проектирования и разрабатывали концепции развития городов и посёлков.

Главной составляющей всех проектов стало создание новых точек общественного притяжения и раскрытие природного и культурного потенциала региона. 

Славянское язычество и зонированное пространство: каким будет «сердце» города Волосово? 

Команда, в состав которой вошли магистранты кафедры градостроительства архитектурного факультета СПбГАСУ Алена Своекошинова, Савелий Загребин и Владислав Одинец, одержала победу в категории «Лучшее решение для города от 10 до 20 тысяч жителей». Вместе со студентками Академии художеств им. И. Е. Репина Вероникой Брацихиной и Виталией Григоренко они разработали концепцию благоустройства парка «Велес» в Волосове (ментором выступил архитектор и цифровой художник Евграф Плотников).

Парк площадью 9,5 га может похвастаться удачным расположением: неподалеку от него находятся железнодорожная станция, автовокзал и несколько остановок общественного транспорта, к территории примыкают городская библиотека, кинотеатр, а расстояние до всех необходимых инфраструктурных объектов не превышает километра. Здесь есть тренажёры, столы для тенниса и волейбольная площадка, детская горка, магазин и аллея. Летом в парке проходит немало мероприятий, в том числе фестиваль красок, праздник славянских культур, выставка народного творчества и спортивный марафон.

Общая концепция парка Велес Общая концепция парка «Велес»

Тем не менее, выезд в Волосово и встреча с его жителями для совместной проектировочной сессии показали и недостатки местности. Выяснилось, что молодёжи не хватает комфортных спортивных зон, детям – благоустроенных площадок для игр на природе, а людям среднего и пожилого возраста – мест для тихого отдыха. Кроме того, жители жаловались на отсутствие на территории урн, из-за чего контейнеры для сбора мусора остаются переполненными, невозможность прогулок в лесной части парка из-за неухоженности дорожек, однообразную растительность, а также на то, что здесь нет общественных туалетов и площадок для выгула собак. Отдельным вопросом стало отсутствие единой тематики парка.

По словам Алёны Своекошиновой, проектировочная сессия города стала ярким опытом: жители активно делились мнением о том, каким должен быть парк.

Проанализировав существующие проблемы, авторы предложили разделить пространство парка на детскую игровую зону, зону для отдыха, выгула собак, спорта и стрит-арта, а также зону для кормления животных, построить скейт-площадку и полосу препятствий. В каждой из зон предусмотрено озеленение разными породами деревьев и кустарников. Благодаря обустроенным пешеходным и велосипедным дорожкам обучающиеся рассчитывают не только развести потоки посетителей, но и зафиксировать несколько отдельных маршрутов: транзитный, лесной, кольцевой, спортивный, дополнительный прогулочный и зоомаршрут.

Дизайн-решение парка связано с идентичностью места: несмотря на то, что Волосово ведёт свою официальную историю с 1870 г., первые поселения появились на этих землях еще в VI–III тысячелетиях до н. э. Они относятся к неолитической волосовской культуре. Существует версия, что название «Волосово» произошло от находившегося здесь в языческие времена святилища мифического бога ильменских славян Волоса (Велеса) – покровителя скотоводства.

Именно в «волосовском» стиле планируется оформить все малые архитектурные формы (арт-объекты в виде животных), а также функциональные объекты: входную группу, деревянные столбы и камни-указатели, скамейки, столбы для кормления птиц и белок, сделанные руками жителей скворечники, деревянные скамейки. При этом в благоустройстве будут максимально задействованы естественные ресурсы парка: между растущими деревьями разместят лесные качели, упавшие стволы используют при создании дорожек, а из пней сделают сиденья.

«После жеребьёвки мы были немного растеряны, потому что ничего не знали об этом городе и его истории, – рассказывает Алёна Своекошинова, – но изучив информацию, осознали ценность Волосово и поняли, в каком направлении работать. И, конечно, у нас был потрясающий ментор Евграф Плотников, который всегда был на связи и помогал. Наша команда всей душой вкладывались в этот проект, чтобы создать "сердце" города». 

Рабочий процесс. Команда проекта парка Комсомольский Рабочий процесс. Команда проекта парка «Комсомольский»

Рекреация и память: пересмотр взгляда на историческое пространство Шлиссельбурга 

Студентки кафедры дизайна архитектурной среды Мария Дружинина, Анна Голдобина, Виктория Пупенцова и Виктория Пискунова стали вторыми в той же категории с концепцией Комсомольского парка в Шлиссельбурге (менторы команды – Екатерина Басай и Татьяна Дмитриева, основательницы компании «Formanorma»).

Парк площадью 1,35 га располагается у въезда в город между протоком Малая Невка и Малоневским каналом и находится в запустении: сейчас здесь нет освещения, грунтовые дорожки – в неудовлетворительном состоянии, а из-за перепада рельефа (во время Великой Отечественной войны сюда попала бомба) территорию периодически затапливает. Между тем местные жители и туристы используют парк как транзитную зону: через него пролегает путь к архитектурным памятникам и инфраструктурным объектам города.

Свою концепцию авторы решили построить на исторической идентичности места, сохранив существующие точки притяжения и соединив два маршрута: транзитный и исторический.

Парк привлекает посетителей не только своим микроклиматом (благодаря расположению, даже в жару здесь чувствуется прохлада), но и исторически важными местами: памятником жертвам оккупации, где ежегодно собираются ветераны, воронкой от попавшего в землю снаряда и старым дубом, сохранившимся с довоенного времени. Именно через эти точки будет пролегать дорожка, вымощенная красной плиткой, что, по замыслу, отсылает к названию парка.

По пути пешеходу встретятся зоны для спокойного отдыха и площадка для школьников, отгороженные кустарниками. Озеленение тоже носит концептуальных характер: в сгладившемся углублении «воронки» планируется разбить сиреневый сад. Выбор растения не случаен: сирень символизирует победу. Это место – яркий пример пересечения памятной и рекреационной функций: гуляющие по парку смогут не только ощутить значимость места, но и сделать фото цветущих растений и насладиться тишиной.

При разработке проекта были учтены и практические аспекты: в парке установят фонари и ленточное освещение, а также проложат дренажную сеть, которая избавит его от подтопления. 

Возрождение эпохи Куприна: творческий кластер в Гатчине 

Обучающиеся кафедры дизайна архитектурной среды Дарья Баркеева, Таисья Кирьянова, Полина Лизунова, Елизавета Андросова и Андрей Польских стали победителями в категории «Лучшее решение для города от 40 до 90 тысяч жителей» с проектом парка «Гатчинский дворик» в Гатчине (ментор – Ксения Иванцова, архитектор Центра компетенций Ленинградской области).

На жеребьевке группе достался участок площадью 1,7 га в самом центре Гатчины. Исследовав его особенности, авторы пришли к выводу, что территория имеет большой потенциал: здесь много удачных видовых точек, до главных архитектурных доминант (Гатчинского и Приоратского дворцов, Павловского и Покровского соборов, стадиона «Спартак») легко дойти пешком, а вокруг растёт множество деревьев – востребованных в ландшафтном дизайне шаровидных ив.

Опрос местных жителей показал, что те, хотя и ценят преимущества территории, редко проводят здесь больше нескольких минут. Среди причин – недостаток освещения, из-за которого в вечернее время горожане не чувствуют себя в безопасности, отсутствие пешеходного перехода со стороны одной из улиц, нехватка мест для отдыха, общественных туалетов и урн.

Чтобы уточнить запросы горожан, студенты пообщались с различными локальными сообществами и выяснили, что учащиеся музыкальной школы неподалеку хотели бы видеть здесь пространство для встреч с друзьями, их родители – спокойный уголок для ожидания, пенсионеры – лавочки и зелёный сад, экскурсоводы – благоустроенную видовую площадку с фотозоной, а художники – творческий кластер для проведения выставок.

Ежегодно в Гатчине проходит фестиваль «Дни Куприна», посвящённый писателю и его современникам (Александр Куприн жил и работал в Гатчине с 1910 по 1919 г.); это вдохновило авторов проекта сделать акцент на творческой и рекреационой составляющих и попробовать возродить атмосферу купринской эпохи, когда Гатчина была одним из центров культурной и светской жизни, где собирались деятели искусства. Поэтому студенты предлагают расположить на участке зону для плэнера, уличный кинотеатр, сцену для Купринского фестиваля и других праздников, тихую зону для отдыха – амфитеатр с перфорацией для деревьев, благодаря которой будет сохранена бо́льшая часть ив. Вход украсят уникальным объектом – отреставрированными историческими воротами с калиткой.

Проблему навигации предлагается решить с помощью информационных стендов и разноцветной плитки, которой будут вымощены пешеходные дорожки и дорога для подъезда машин. Благодаря безбарьерному нескользящему покрытию территория станет доступной и для маломобильных групп населения.

Представители команды считают хакатон полезной для будущих специалистов инициативой.

«Это интересный и очень интенсивный опыт, когда ты на три недели погружаешься в процесс создания проекта. Мы работали без выходных, собирались вместе при любой возможности. Я участвую в турнире второй год, в прошлый раз наша команда заняла третье место, и очень радостно, что в нынешнем году мы смогли победить», – говорит Дарья Баркеева.

Такого же мнения придерживаются организаторы турнира. «Это отличная возможность, ещё обучаясь в вузе, получить в своё портфолио сильный реализованный проект», – считает руководитель проектного отдела Центра компетенций Ленинградской области Анна Кинцурашвили.

Всего в соревновании принял участие 21 обучающийся СПбГАСУ. Кроме того, в качестве членов жюри на хакатоне наш университет представляли аспирант и ассистент кафедры градостроительства Сергей Лутченко и доцент кафедры дизайна архитектурной среды Александр Дёмин, а в качестве менторов – доцент кафедры градостроительства Светлана Левошко и ассистент кафедры дизайна архитектурной среды Ольга Жильцова. Под их руководством магистрантки Наталья Авласевич, Арина Русских, Дарья Ярославцева, Елизавета Медушевская и Василиса Калугина разработали проект благоустройства территории у торгового центра на Авиационной ул. в Волхове. Концепцию высоко оценили местные жители и администрация города. «Проект выполнен профессионально, ярко, пожелания волховчан услышаны. Благодарю разработчиков и их менторов за проделанный труд», – говорит глава администрации Волховского района Алексей Брицун.

Все конкурсные проекты представят жителям, и те с помощью онлайн-голосования выберут концепцию, которая будет реализована. Реализация намечена на 2023 г. Кроме того, в каждой номинации предусмотрен денежный приз. Общий призовой фонд хакатона – 630 000 руб.

Узнайте больше об архитектурном факультете университета