Top.Mail.Ru
En
Все новости

Пережить Блокаду и остаться в живых

4 мая 2017

Пережить Блокаду и остаться в живых

Мой дедушка, Сергей Алексеевич Марченко родился в Ленинграде 7 февраля 1941 года. Его мама  Елена Васильевна работала на железной дороге, отец  Алексей Алексеевич сильно болел после возвращения из концлагерей и не мог ходить.

Началась война. До наступления Блокады родители дедушки не успели покинуть город. Молодая семья с грудным ребенком осталась в Ленинграде. Они пережили все: голод, холодную зиму 1941-1942 гг., смерть соседей и близких, бомбежки. Несмотря на то, что дедушка был маленький, воспоминания о тех страшных днях в осажденном городе до сих пор не померкли.

Семья дедушки жила в коммунальной квартире на Невском пр. 82, и после войны осталась единственной из пяти семей, населявших эту квартиру.  По воспоминаниям родственников, в осажденном городе в первую же зиму съели всех кошек и собак, крыс не было, они ушли из города еще до начала блокады. Рядом, на Фонтанке, брали воду и возили на детских саночках и повозках. У людей почти не осталось сил, чтобы зачерпнуть воду.

Мужчин в городе почти не было, все, кто мог – ушли на фронт. Женщины и дети работали, рыли окопы. Мать дедушки рано утром уходила рыть окопы, оставляя его с неходячим отцом. Однажды, в один из таких дней во время артобстрела в соседний дом попала бомба. Взрывной волной ребенка выкинуло из кроватки и ударило о стену. В шоковом состоянии не- ходячий отец вскочил с кресла, взял сына на руки и встал в дверной проем, который мог спасти при обрушении дома. К счастью дом не обрушился и никто не пострадал.

После этого случая Алексей Алексеевич начал понемногу передвигаться на костылях и даже устроился на работу на фабрику, где шили  полушубки для бойцов нашей армии.  Из-за полного истощения рабочих, количество выпускаемых полушубков было небольшим. И Алексей Алексеевич в это сложное блокадное время сумел организовать столовую при фабрике, после появления которой производительность резко выросла.

Голод действовал на людей губительно, ели все, что хоть как-то можно было употребить в пищу. Вся кожаная одежда, ремни были сварены и съедены. Весной 1942 года на фоне истощения у дедушки началась цинга. Удар о стенку от взрывной волны повлек за собой паралич одной стороны тела. Врач сказал, что ребенку необходима немедленная эвакуация.

Спасти ребенка помог один из родственников, военный, определивший семью на баржу. 17 июня 1942 года баржа покинула город, и тут их ждало еще одно испытание. На Ладожском озере немцы потопили баржу, но дедушке с его матерью и нескольким членам экипажа удалось спастись.

В эвакуации врачи с огромным трудом вылечили ребенка, и после снятия блокады семья вернулась в Ленинград из Ярославской области.

После войны Сергей Алексеевич окончил Морскую академию им. Адмирала Макарова и Лесотехническую академию. Он посвятил свою жизнь мирной профессии – лесному хозяйству. Сейчас мой дедушка живет в Псковской области. Но те страшные дни до сих пор живы в его памяти, он часто вспоминает о Блокаде и пишет о ней в своих автобиографических рассказах и стихотворениях.


Текст: Дарья Вабищевич, архитектурный факультет