С 19 по 21 мая в Санкт-Петербурге проходил III Международный фестиваль транспорта SpbTransportFest-2022, в котором приняли участие представители Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Он включил в себя выставочную, концертную и деловую программы, а также парад ретротехники.
Награждение победителей конкурса «АвтоЭволюция»: обучающиеся АДФ СПбГАСУ Семён Михайлов, Дмитрий Кутулупов, Даниил Левинсон, Константин Сирочук, Павел Разумов, Олег Никифоров, Евгений Трофимов и генеральный директор Выставочного объединения «РЕСТЭК» Дмитрий НикитинОрганизаторами выступили Комитет по транспорту Санкт-Петербурга, СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и Выставочное объединение «РЕСТЭК».
20 мая на Манежной площади состоялась выставка инновационного транспорта. Среди других образцов на ней представили электромусоровоз «Электромус», собранный силами производственной команды АО «Автопарк № 1 "Спецтранс"» и обучающихся автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ, автомобиль Ford Bronco с двигателем на компримированном природном газе и пассажирский автобус ПАЗ с баллоном, установленным для работы в газодизельном режиме. Две последние разработки тоже принадлежат студентам АДФ.
Выставку посетил губернатор Петербурга Александр Беглов. Декан автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ Андрей Зазыкин познакомил гостя с транспортными новинками, созданными на базе нашего вуза, рассказав об их технических характеристиках и преимуществах, в том числе экологичности.
В рамках форума были награждены лауреаты международного конкурса юных специалистов автомобильной отрасли «АвтоЭволюция», который проводит промышленный кластер «Автопром Северо-Запад» при поддержке отраслевых объединений и образовательных организаций. В числе победителей – обучающиеся автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ. В номинации «Управление подачей воздуха в газодизельном двигателе на базе автобуса "Вектор NEXT"» победу одержали студенты второго курса бакалавриата Семён Михайлов и Дмитрий Кутулупов. Константин Сирочук и Даниил Левинсон (также второй курс бакалавриата) стали первыми в номинации «Инновационный газовый редуктор для природного газа на базе автомобиля Ford Bronco», а магистранты Павел Разумов (второй курс), Евгений Трофимов (первый курс) и аспирант первого года обучения Олег Никифоров признаны лучшими в номинации «Проектирование аккумуляторных батарей на базе грузового малотоннажного электромобиля».
В рамках деловой программы на фестивале состоялся детский автомобильный форум, посвящённый реализации школьниками и студентами социально значимых проектов для развития транспортной экосистемы региона. Секцию курировали Андрей Зазыкин и директор промышленного кластера «Автопром Северо-Запад» Майя Свиридова.
Лауреаты конкурса «АвтоЭволюция» выступили с презентациями своих проектов. Так, Семён Михайлов и Дмитрий Кутулупов рассказали о преимуществах газодизеля (двигателя, адаптированного для одновременной работы на топливе и газовоздушной смеси) для пассажирского автобуса ПАЗ «Вектор Next». По словам Семёна, использование газодизельного режима позволит уменьшить затраты на эксплуатацию (размер экономии зависит от процента замещения топлива смесью). При этом обучающийся обратил внимание, что предпочтителен газодизель на основе метана. «В отличие от природного газа, метан не содержит смесей, а значит, двигатель будет работать эффективнее», – объяснил Семён.
Даниил Левинсон рассказал о высоком потенциале запасов природного газа в России, который пока мало используется в качестве моторного топлива. Вместе с Константином Сирочуком он разработал специальное газобаллонное оборудование (дополнительное оборудование, которое устанавливают на бензиновые автомобили, чтобы они могли использовать в виде топлива как бензин, так и газ), в редукторе которого можно применять природный газ.
Первые два проекта выполнены под руководством доцента кафедры технической эксплуатации транспортных средств Алексея Пенкина.
Павел Разумов, представлявший свою авторскую группу, презентовал аккумуляторную батарею для малотоннажного грузового транспорта. Перед разработчиками стояла задача собрать батарею с учётом её ёмкости, оптимального веса машины и безопасности аккумулятора и самого электротранспорта. В проекте использовались литий-титанатные и литий-железо-фосфатные аккумуляторы, из которых собирали конструкции. Опытным путём авторы выяснили, что литий-железо-фосфатные аккумуляторы являются оптимальным решением: они имеют удобную форму для компоновки, бо́льшую удельную ёмкость, в два раза меньший вес и достаточно просты в применении.
Павел уверен в актуальности изобретения. «Мусоровоз, который ездит по малым городским маршрутам и работает на таком аккумуляторе, по автономности сопоставим с машиной на бензиновом двигателе, при этом, в отличие от неё, не выделяет углекислого газа», – подчеркнул он, добавив, что батарее достаточно одной получасовой подзарядки в течение рабочего дня: водитель может осуществить её, когда возвращается на предприятие во время обеда.
«Проекты, о которых мы сегодня услышали, имеют большой потенциал. Надеюсь, вы узнали много полезного и обзавелись новыми контактами. Продолжайте заниматься разработками, а автомобильно-дорожный факультет вам в этом поможет», – подытожил Андрей Зазыкин.
Деловую программу форума закрыла сессия «Новые кадры для транспортной отрасли и автомобилестроения: от рабочего до руководителя». Участники – представители органов власти, транспортных компаний и образовательных организаций – обсудили, как формируются и меняются запросы рынка труда и как это связано с учебными программами в вузах.
Андрей Зазыкин в своём выступлении рассказал о подготовке кадров для транспортной отрасли на автомобильно-дорожном факультете СПбГАСУ: «Контрольные цифры приёма на бакалавриат в этом году выше, чем в предыдущие четыре года, что свидетельствует о возросшей потребности в транспортных кадрах со стороны государства. А показатели трудоустройства наших выпускников по специальности на выходе из университета говорят о высоком спросе на них на рынке труда».
В завершение сессии её куратор Майя Свиридова предложила докладчикам объединить свой опыт и создать рабочую группу по реализации траектории «Школа-вуз-предприятие». «Наша задача состоит в устранении точек разрыва между образованием и рабочими компетенциями», – отметила она.
Узнайте больше об автомобильно-дорожном факультете университета