Представители СПбГАСУ заняли призовые места на Кирпичном конкурсе 2021. Его итоги подвели в начале декабря в Казани в рамках Первого всероссийского архитектурно-строительного форума «Казаныш».
Кирпичный конкурс проводится для актуализации кирпича как строительного материала, всё более востребованного во всём мире, а также выработки новых подходов в архитектуре, основанных на многовековом наследии кирпичного зодчества. Участники создают свои варианты «кирпичного стиля» и получают возможность в рамках онлайн-консультаций познакомиться с историей, современными технологиями кладки и номенклатурой кирпича. Конкурс проводится в «бумажном» формате и не предполагает реализации победивших проектов, но предложения рассматриваются жюри со всей строгостью – так, как если бы воплощение планировалось.
Организаторами конкурса выступают журнал «Проект Балтия» и компания «Архитайл». Его участниками могут быть архитекторы в возрасте до 30 лет, в том числе студенты профильных вузов.
Гран-при выиграли выпускники архитектурного факультета Елизавета Дворщенко и Борис Гусев. Они разработали концепцию крематория на территории Тучкова буяна в Санкт-Петербурге под названием «Лимб».
Лучшим проектом в номинации «Кирпичный интерьер» стал Церемониальный комплекс выпускниц архитектурного факультета Олеси Дроздовой и Дарьи Пятницкой.
Второе место в номинации «Кирпичное общественное пространство» заняла магистрантка архитектурного факультета СПбГАСУ Наталья Грибанова (в соавторстве с Виталиной Барышевой из Уральского государственного архитектурно-художественного университета) с проектом «Водополье. Музей реки Ия»; третье место в номинации «Кирпичный интерьер» – у выпускницы Анастасии Лунгу с работой «Музей оптики и света»; а третье место в номинации «Кирпичный городской дом» занял творческий коллектив в составе выпускницы СПбГАСУ Веры Кузнецовой, магистранта архитектурного факультета нашего вуза Сергея Дзюбы и магистранта Горного университета Арсения Ковалёва с проектом «Дом Скиапарелли».
«Архитектура смерти»: трансформация взгляда
Крематорий, спроектированный Елизаветой Дворщенко и Борисом Гусевым, представляет собой узкое сооружение, вытянутое вдоль берега Малой Невы наподобие коридора. Все технические и служебные помещения (администрация, зал ожидания, комната сотрудников, хранилище гробов и печь) расположены в его подземной части. На поверхности видны только вход, колумбарий и мост через небольшой канал. Важная часть объекта – стена, каждый кирпич которой символизирует память об умершем. Кроме того, по словам авторов, поднявшись наверх после церемонии прощания, человек должен чувствовать запах деревьев и слышать шелест листвы: для этого на территории комплекса предусмотрен парк.
Выпускники полагают, что их проект поможет пересмотреть отношение к траурным объектам как к чему-то страшному и отталкивающему, и в современном городе их необходимо интегрировать в ландшафтную ткань.
Олеся Дроздова и Дарья Пятницкая выбрали для проектирования аналогичный объект. «Тема смерти в нашей стране очень табуирована», – объясняет это решение Дарья.
Церемониальный комплекс включает в себя залы для прощания, колумбарий из модульных башен, вероисповедальную зону, технические и вспомогательные помещения, а также зону питания с кухней. Входная зона представляет собой протяжённое пространство с большим количеством света, попадающего внутрь через фонари в сводах здания. Авторы уверены, что это положительно влияет на эмоциональное состояние человека и создаёт необходимую здесь спокойную атмосферу. В залах прощания этому способствуют плавные архитектурные линии и резервуары с водой. Выходя из зала прощания, посетитель попадает в зелёный сад, который также снижает психологическое напряжение.
Опыт подобного переосмысления архитектуры и работы с темами смерти и памяти встречается в мировой практике. Так, Национальный мемориал и музей 11 сентября в Нью-Йорке, посвящённый жертвам теракта 2001 г. во Всемирном торговом центре, задумывался архитекторами как пространство, соединяющее одновременно траурную и рекреационную функции. Помимо бассейнов с выгравированными по краям именами погибших, стоящих на месте башен-близнецов, в комплексе предусмотрен большой парк с местами для отдыха. Расположенный в центре города, мемориал является частью среды, что, по замыслу создателей, помогает снять стигму со сложного разговора о трагическом событии.
Жюри оценило подход молодых архитекторов. «В проектах ощущается реакция на драматичность последних двух лет, и такой ответ кажется очень убедительным», – говорит главный редактор журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов, подчёркивая поэтичную художественную форму работ.
Симбиоз природы и культуры
Наталья Грибанова и Виталина Барышева своим проектом обратили внимание на проблему природных катастроф, выбрав для работы естественный резерват в пойме реки Ия в городе Тулун Иркутской области. В 2019 г. здесь произошло одно из самых серьёзных наводнений в современной России. Предотвращение таких бедствий, по мнению авторов, возможно с помощью создания вторичных русел и устойчивой инфраструктуры.
Музей посвящён реке – главному водному ресурсу города, и окружающей среде области. Кроме того, объект может служить платформой для социального взаимодействия и интеграции различных традиций. Опираясь на этническую неоднородность региона, музей объединит представителей всех народностей, став симбиозом между природой и архитектурой.
Использование кирпича здесь неслучайно: с XVII в. все казённые постройки возводились именно из этого материала. Стилистически оттолкнувшись от традиционных ручных ремёсел различных национальностей, в том числе русских, бурятов и эвенков, авторы разделили фасад здания на модули при помощи разного вида кирпичной кладки.
Территория включает музей, причал и смотровую площадку, где расположена деревянная 30-метровая башня с ажурной отделкой, подчёркивающей её основную функцию – наблюдение за природой, её обитателями и «большой водой», а также павильоны, вдохновлённые традиционными постройками народов региона.
«Во время паводка башня и сама площадка частично погружаются под воду, что позволяет посетителям взаимодействовать с природными явлениями и ощущать их напрямую», – рассказывает Наталья Грибанова.
Согласно концепции, гости музея начинают путь по нему с тёмного пространства, подсвеченного проекцией, изображающей реку. Здесь размещена экспозиция, посвящённая затоплению. Затем посетители попадают в круглый зал, где запечатлены воспоминания очевидцев бедствия, а центре зала размещён сад с характерными растениями Иркутской области, в котором можно отдохнуть. Заключительная экспозиция располагается на озеленённой кровле здания. Всё это помогает посетителям задуматься о масштабе проблемы.
«Работая над концепцией, я много узнала об Иркутской области, её жителях, культуре, традициях. Было интересно принимать участие в конкурсе, так как в нём участвовали команды из разных городов, архитектурных бюро и вузов. Хочу поблагодарить доцента кафедры дизайна архитектурной среды Ирину Школьникову: Ирина Григорьевна очень много дала мне на этапе проектирования и оформления. Когда сил уже не было, она направляла меня в нужную сторону и поддерживала», – подытоживает свой конкурсный опыт Наталья.
Новая жизнь лютеранской кирхи
Анастасия Лунгу выбрала объектом для проектирования недействующую лютеранскую церковь в Приозерске Ленинградской области. По её мнению, возрождать изначальную религиозную функцию здания нецелесообразно, так как сегодня в городе практически нет лютеранской общины, и на этой территории можно расположить научно-культурный центр с музеем оптики и света. Однако его концепция будет отсылать к истории места.
Основным вмешательством в существующий интерьер станет появление многоуровневой сборной конструкции из металла. Это позволит максимально использовать габариты помещения. Пространство между балками конструкции заполнят матовым, цветным и обычным стеклом в манере церковного витража. При этом цветные стёкла, по замыслу Анастасии, должны наглядно иллюстрировать цветовую модель RGB. Выпускница считает, что таким образом общественное пространство поможет популяризовать науку, не теряя связи со своим прошлым.
В музее можно будет узнать об истории оптики, оптических явлениях, приборах, свойствах света. Задумана и образовательная составляющая: предусмотрены студии цифровой голографии, видеопроекций, рисования флуоресцентными красками. Занимаясь в них, люди смогут внести свой вклад в выставочный фонд музея. Образовательная активность при этом предусмотрена в течение всего дня: смотровую площадку, выставку голограмм, зал флуоресцентных картин можно посетить в любое время суток благодаря тому, что они оборудованы светонепроницаемыми экранами. Вечером здесь удобно проводить световые шоу, концерты и театральные представления.
«В процессе поиска идей я узнала о Музее цифрового искусства в Токио (teamLab Museum). Он просто поразил меня и послужил вдохновением для проекта», – говорит Анастасия.
Узнайте больше об архитектурном факультете