С 10 по 24 июля 2021 г. в СПбГАСУ проходила летняя онлайн-школа Urban Planning: Architectural design from sketch to 3D-model.
Участников ждала насыщенная программа: они узнали об уникальном архитектурном наследии Северной столицы разных эпох и стилистических направлений (от классицизма до модерна, конструктивизма и современной архитектуры), прослушали лекции российских и зарубежных экспертов и разработали индивидуальные проекты реновации общественных пространств Санкт-Петербурга.
Первая неделя занятий прошла под руководством доцента кафедры архитектурно-строительных конструкций, кандидата архитектуры Ольги Пастух и старшего преподавателя кафедры архитектурного и градостроительного наследия Юрия Обласова.
Профессор кафедры градостроительства, доктор архитектуры Андрей Вайтенс прочёл лекции об истории градостроительного формирования Санкт-Петербурга, особенностях реновации индустриального наследия так называемого «серого пояса» мегаполиса и подробно разобрал положительный и отрицательный опыт реализованных проектов на примерах фабрики «Красный треугольник» и территории «Обводный двор».
Ольга Пастух на своих лекциях познакомила участников с различными стилистическими направлениями в архитектуре Санкт-Петербурга, а также напомнила об основах скетчинга (рисунка в виде наброска), композиции и колористики.
Студенты сделали несколько зарисовок знаковых архитектурных объектов города, используя различные графические материалы и техники.
Получив рекомендации преподавателей по дальнейшей работе, студенты определились с участками для проектирования.
На второй неделе к Ольге Пастух присоединились коллеги с кафедры градостроительства: кандидат архитектуры, доцент Павел Скрябин и аспирантка Вера Игнатенкова.
Заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды, кандидат архитектуры Андрей Суровенков выступил перед участниками с лекцией о бумажной архитектуре.
Такая архитектура выступает не в практическом, а в визионерском приложении, отражая общественные настроения и философию эпохи. «Бумажным» проектам свойственны несколько специфических черт: высокая степень детализации, утопичность, стремление зафиксировать некий идеал. Примером может служить генеральный план Санкт-Петербурга, предложенный в начале XVIII в. французским архитектором Жаном-Батистом Леблоном.
С бумажной архитектурой тесно связана традиция т. н. «говорящей архитектуры», в которой внешняя форма зданий максимально прямолинейно выражает идею, предложенную разработчиком.
В рамках летней школы состоялась интерактивная лекция профессора Ball State University (США) Тимоти Грея, архитектора и эксперта по устойчивому дизайну городской среды. Он не только продемонстрировал скетчи в разных техниках, сделанные его студентами, но и затронул тему трансформации рисунка в цифровую эпоху, когда традиционные подходы к его созданию конкурируют с новыми форматами. Кроме того, лектор рассказал о зарубежном опыте реновации на примерах работ австрийца Вальтера Пихлера, исследовавшего взаимосвязь между объектом и пространством, и американца Дэвида Айэленда, применявшего при создании своих проектов археологический подход.
3D-модель исторического здания комбината «Невская мельница», смоделированная Антониной Имьяниновой по проекту реновации Джулии ГамбаВ финальный день школы не только обучающиеся представили результаты своей работы, но и преподаватели (Андрей Вайтенс и Ольга Пастух) поделились практическим опытом скетчинга. Джулия Гамба создала проект реновации бывшего комбината «Невская Мельница», находящегося в т. н. «сером поясе» Санкт–Петербурга. Территория ограничена набережной Обводного канала, Мельничной улицей и Глухоозёрским шоссе. Автор предложила расположить здесь гостиницу, коммерческие и жилые здания с апартаментами разного ценового диапазона, площадки для отдыха на открытом воздухе, зелёные зоны, а также музей хлеба (это решение обусловлено исторической идентичностью места). Студентка также спрогнозировала сценарии движения транспортных и пешеходных потоков согласно предполагаемому функциональному зонированию территории.
3D-модель исторического здания комбината «Невская мельница», смоделированная Антониной Имьяниновой по проекту реновации Джулии Гамба
Татьяна Гришина и Ксения Теленкова разработали концепцию развития Гутуевского острова. Они проанализировали слабые и сильные стороны предполагаемого функционального развития территории, выявили её потенциал и пришли к выводу о необходимости спроектировать здания общественного и жилого назначения: школу, жилые дома, коворкинг, медиатеку, кафе, административные здания, культурный центр, бассейн, спортивный комплекс и исследовательский институт. При этом девушки постарались максимально сохранить аутентичность локации: исторические здания, в том числе корпус Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, естественный ландшафт и маяк.
По словам Андрея Вайтенса, все проекты выполнены на высоком уровне. «Ксения Теленкова и Татьяна Гришина – одни из лучших моих студенток, и я рад, что участие в школе стало полезным опытом для них. Отдельно хотелось бы отметить работу Джулии Гамба. Несмотря на то, что Санкт-Петербург – новый для неё город, она в короткие сроки смогла ознакомиться с ландшафтными и архитектурными особенностями локации и предложить интересные решения», – рассказал он.
В рамках созданных студентами проектов были выбраны отдельные объекты для дальнейшей разработки трёхмерных моделей, которые будут напечатаны на 3D-принтерах в Центре механических испытаний строительных конструкций (одно из подразделений Испытательного центра СПбГАСУ под руководством Сергея Безпальчука).
На официальном закрытии международной летней школы участникам вручили сертификаты вуза. Кроме того, студенты и преподаватели поделились своими впечатлениями о полученном опыте проектирования и скетчинга.
«Хочу поблагодарить организаторов и кураторов программы за прошедшие две недели, – поделилась Джулия Гамба. – Я обогатила свой культурный багаж и смогла познакомиться с новым для себя подходом в работе над проектом, отличным от того, который принят в Италии. И, конечно, я очаровалась Санкт–Петербургом и мечтаю однажды увидеть его своими глазами».
Узнайте больше о летних школах университета