Top.Mail.Ru
En
Все новости

Проект «Научный полк». ЛИСИ в послевоенные годы

22 июня 2023

Война нанесла нашей стране тяжелейший ущерб. Перед строителями стояла задача в кратчайшие сроки восстановить всё разрушенное и развернуть новое строительство. В созидательном труде по возрождению городов, промышленных и сельскохозяйственных объектов участвовали тысячи выпускников ЛИСИ (СПбГАСУ) – архитекторы и инженеры-строители различных специальностей: по промышленному и гражданскому строительству, теплогазоснабжению и вентиляции, строительству автомобильных дорог, мостов и тоннелей, инженеры-конструкторы, градостроители, гидротехники.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 ноября 1945 г. Ленинградский инженерно-строительный институт за выдающиеся заслуги в области подготовки инженерных кадров для строительства был награждён орденом Трудового Красного Знамени; 36 профессоров, преподавателей и служащих института удостоились орденов и медалей.

MicrosoftTeams-image (77).png

Восстановление народного хозяйства требовало большого числа инженеров-строителей, поэтому план приёма в институт в послевоенный период ежегодно увеличивался. Если в 1945 г. в институте по дневной форме обучалось 745 студентов, то в 1950 г. их было уже 1536, а в 1955-м – 3361. Контингент студентов продолжал увеличиваться и в дальнейшем.

Для скорейшей подготовки специалистов с 1952 по 1957 г. было организовано ускоренное обучение для лиц, ранее получивших среднетехническое образование, продолжительностью 2 года 4 месяца.

В первые послевоенные годы перед институтом остро стояла проблема комплектования профессорско-преподавательского состава. Перед началом первого послевоенного учебного года в институте работало около 150 профессоров и преподавателей. За первый учебный год после войны в институт возвратились двадцать преподавателей, среди них Николай Хомутецкий, директор института в 1948–1952 гг., заведующий кафедрой истории и теории архитектуры в 1955–1972 г.

В декабре 1946 г. состоялась третья студенческая научная конференция, на которой в восьми секциях был заслушан 51 доклад на актуальные темы. К каждой из студенческих конференций, ставших с тех пор ежегодными, приурочивалось открытие отчётных выставок кружков рисунка и живописи, архитектурной клаузуры.

Принятое в 1948 г. Советом Министров СССР постановление о предоставлении стипендии студентам, сдавшим все экзамены и зачёты только с оценками «хорошо» и «отлично», положительно отразилось на учебном процессе, так как стимулировало высокую успеваемость.

Вуз активно помогал другим строительным вузам СССР и дружественных стран. Так, в 1948–1949 уч. г. доценты, ассистенты, аспиранты ЛИСИ были направлены в строительные вузы Воронежа, Куйбышева (Самары), Одессы и Томска. Другим строительным вузам и родственным факультетам политехнических институтов оказывалась существенная помощь в улучшении учебного процесса.

В феврале 1949 г. в ЛИСИ проходит учебно-методическое совещание всех строительных вузов страны. 20 декабря 1951 г. в институте была проведена первая учебно-методическая конференция профессорско-преподавательского состава. На пяти секциях по различным разделам учебно-методической работы было заслушано 33 доклада и приняты развёрнутые решения, направленные на существенное улучшение учебной деятельности.

В научных конференциях ЛИСИ активно участвовали представители строительных, проектных и научных учреждений Ленинграда, других городов нашей страны и ряда зарубежных стран. В 1951–1952 уч. г. выходят в свет учебники, снискавшие впоследствии заслуженную известность. Среди них – «Железобетонные конструкции» профессора Константина Сахновского. Институт сотрудничает с десятками строительных организаций и промышленных предприятий, разрабатывает актуальные научные проблемы, даёт консультации и проводит экспертизы. 

Другие материалы проекта «Научный полк»


Наш выпускник строил Дорогу жизни

Передовая архитектора Александра Никольского

Учёный, развивавший науку в блокадном Ленинграде

Бои студента Клинова

Инженер 3-го Белорусского фронта

Путь добровольца: от фронтовых дорог до космических разработок

Иван Соломахин: «Самый памятный бой – за эту Чёртову высоту!»

Огненный Днепр Героя Советского Союза Александра Прыгунова

Приближая Победу

Фронт Фёдора Комала: с первых минут войны до победы

Младший политрук Борис Губанов: «Свистели снаряды, а рядом взлетала земля»

Виктор Квятковский – радист-разведчик Балтийского флота

Как главный архитектор Николай Баранов «прятал» Ленинград от врага

Архитектор Николай Хомутецкий: четыре года на передовой

Семён Шифрин сорвал планы фашистов оставить Ленинград без воды

Девятнадцатилетний пулемётчик штурмовал Берлин

Абдулла Мангушев: четыре года фронта и вся жизнь в науке

Архитекторы Зазерские строили и защищали город на Неве

Выпускник ЛИСИ Михаил Жербин – инженер-конструктор и композитор

Прошёл путь от техника-лейтенанта до плеяды математиков

Константин Сахновский: от кадета Российской империи до академика СССР

Военный архитектор переднего края обороны и инженерной разведки

Учёный с мировым именем, выдающийся инженер и чемпион страны

Выдающийся градостроитель, который жил и работал в блокадном Ленинграде

Проекты архитектора Сергея Евдокимова: от оборонительных сооружений и восстановления города до станций метро

Доброволец Михаил Лалетин: «После фронта – в вуз, а потом, возможно, в офицеры»