Top.Mail.Ru
En
Все новости

Профессор СПбГАСУ исследовал градообразующую роль храмового зодчества в Петербурге

Текст: Елена Шульгина

1 июня 2020
Сергей Владимирович Семенцов

В журнале E3S Web of Conferences опубликована статья доктора архитектуры, профессора, заведующего кафедрой архитектурного и градостроительного наследия СПбГАСУ Сергея Семенцова «Пространственное развитие храмостроения Петрограда и окрестностей к 1917 г.» (Sergey Sementsov. Spatial development of Orthodox temple construction in Petrograd and its environs by 1917// E3S Web of Conferences 164, 04023 (2020). Tpacee-2019. S. 1–10.). Автор согласился ответить на несколько вопросов о своей работе.

– Сергей Владимирович, какое научное исследование легло в основу статьи «Пространственное развитие храмостроения Петрограда и окрестностей к 1917 г.»?

– Статья посвящена итогам комплексного историко-архивного, картографического, библиографического, морфологического исследования развития православного храмостроения в Санкт-Петербурге и его ближних окрестностях к началу 1917-го. Определён неразделимый пространственный ареал сезонной (зимне-летней) жизни петербуржцев, в границах которого постепенно было сформировано единство размещения православных храмов, включая сам Петербург, его пригородные участки, а также ближайшие к городу территории уездов с городами Придворного ведомства: Гатчиной, Красным Селом, Павловском, Петергофом, Ораниенбаумом, Стрельной, Царским Селом.

Всего в этой единой столичной функциональной зоне выявлено 987 соборов, церквей, часовен и киотов, в т. ч. в самом Петербурге (Петрограде) – 676 храмов. В исследованиях моих предшественников назывались немного другие цифры – не более 300–450 храмов.

– Какие методы были использованы при проведении данного исследования?

– Исследование и «выросшая» из него статья опираются на авторские результаты использования комплексных историко-архивных, картографических, морфологических методов изучения всех известных в настоящее время храмов Санкт-Петербурга и окрестностей. А также, естественно, учитывают работы предшественников.

Для решения поставленной задачи пришлось ответить на несколько вопросов: во-первых, учитывая традиционные сезонные особенности столичной жизни Санкт-Петербурга, какие территории самого́ столичного города и его окрестностей следует считать единым территориальным ареалом летне-зимнего жительства для столичного населения; во-вторых, сколько же и каких было православных храмов в этом едином территориальном ареале (в самом Петербурге и окрестностях); в-третьих, каким образом формировалась пространственная система православного храмового зодчества на этих территориях; и в-четвёртых, насколько она была разрушена после 1917 года и что от неё сохранилось до настоящего времени.

– Насколько данное исследование актуально для современного мегаполиса?

– Оказалось, что, несмотря на десятилетия изучения Санкт-Петербурга, мы всё ещё плохо его знаем, и чаще всего опираемся на укоренившиеся мифы и легенды. Я надеюсь, что наступит пора, когда мы научимся исследовать столичный города на основе архивов, когда «выйдем» на реальную историю Петербурга, а не на его вымышленные мифологизированные линии. И тогда нам станет более понятен его уникальный в мировом масштабе исторический и градостроительный феномен. Ведь не было аналогичных городов в мировом зодчестве. И это нужно не только понять, но и бережно сохранить при всех массовых желаниях создать что-то новенькое, «самовыразиться», показать себя, желательно на фоне исторических шедевров.

– Какова специфика санкт-петербургского православного храмового зодчества?

– К началу XX века на изучаемых территориях действовали православные храмы разных планировочных, композиционных и стилевых решений, построенные по проектам сотен специалистов. Проектировали и обеспечивали контроль за ведением работ выпускники Императорской Академии художеств (ИАХ), Института гражданских инженеров Николая I (ИГИ), Института инженеров путей сообщения Александра I (ИИПС), Николаевской военной академии (НВА). И если до середины XVIII века авторами проектов почти всегда были выпускники ИАХ, то во второй половине XIX – начале XX столетий подавляющее число реализованных проектов исполнили выпускники ИГИ.

В процессе исследования для рассматриваемых территорий на начало 1917 года выявлено, как уже отмечалось, 987 храмов гражданских и военных ведомств: 31 собор, 622 церкви, 334 часовни и киота – практически тысяча православных храмов, разных по статусу, величине, архитектурным и стилевым особенностям и так далее. Но совершенно ясно, что до 1917 года православных храмов на рассматриваемых территориях было ещё больше. Ведь при более внимательном архивном изучении вполне могут появиться (и появятся!) ещё не выявленные другие храмы, и общее число православных храмов перейдёт за «магическую» черту в тысячу.

В целом, данные, полученные в ходе исследования, показали уникальную картину развития православного храмового зодчества в Санкт-Петербурге и окрестностях. 676 храмов в самом Петербурге: практически на каждом двенадцатом участке в столице был размещён храм – собор, церковь, часовня (отдельно стоящие или домовые). Ещё 303 храма были построены вокруг Петербурга на территориях в радиусе до 50 километров, и восемь взаимосвязанных с ними храмов – в Санкт-Петербургской губернии. Такие масштабы храмостроения стали неожиданными, выявленная плотность размещения храмов уникальна. Многие десятилетия считалось, что в Санкт-Петербурге храмы исторически и традиционно (как говорили – в традициях столичного Петербурга) встречались крайне редко, и это мнение XX века опиралось на единичные образцы сохранившихся на территории города и в его окрестностях до нашего времени соборов и церквей. Но, выходит, всё наоборот: практически тысяча православных храмов разных видов и типов размещалась в ткани города и в его городских и пригородных ландшафтах – именно это было санкт-петербургской двухсотлетней традицией. И почти все они были уничтожены начиная с 1920-х годов.

– В чем состоит семантико-символическая и градоформирующая роль храмового зодчества города на Неве?

– Храмы всех конфессий всегда были и остаются как важнейшими символическими и семантическими центрами, так и важнейшими вертикальными доминантами и центрами концентрации визуальных взаимодействий. Общее теоретическое понимание значимости вертикальных доминант в пространственных системах исторических городов многократно и многогранно рассматривалось как в России, так и в других странах.

– В чем состояла роль храмов в формировании дореволюционного силуэта столицы на Неве и пригородной зоны?

– Если рассматривать размещение храмов в санкт-петербургской городской застройке и в пригородных ландшафтах, то можно отметить следующие особенности: храмы (от крупнейших соборов до малых часовен) как главные градостроительные композиционные, стилистические и символико-семантические акценты сооружали на главных композиционных осях, на всех коридорах видимости, общественных открытых пространствах (в Санкт-Петербурге и окрестностях). Столь же определяющей была и их роль в формировании дореволюционного силуэта города и всей пригородной зоны.

При этом принципы осознанного создания храмовой силуэтности Петербурга были иными, чем процессы «формирования просто силуэта»: они учитывали не только восприятие по главным и второстепенным композиционным осям и полям восприятия, не только формирование многослойности воспринимаемых храмов-доминант, но и силуэтности разных типов восприятия – от дальних (через ландшафты и городскую ткань, на различных высотных уровнях), до ближних (по высоте зрения человека-пешехода). И здесь удалось выявить шесть таких классов доминант.

Первый класс – доминанты губернского значения, высотой в 100 и более метров, превышавшие окружавшую их застройку в годы сооружения в семь-десять раз, обеспечивая восприятие этих доминант на расстояниях вплоть до 30–40–50 и более километров. Второй класс – доминанты регионального значения, высотой от 70 до 90 метров, при строительстве превышавшие фоновую застройку в четыре-пять раз и видимые на расстояниях вплоть до 10–20 километров. Третий класс – доминанты городского значения: отдельно стоящие церкви с высотой главок и шпилей в 50–60 метров, с радиусом в 6–10 километров. Четвёртый класс – доминанты районного значения: это храмы массового строительства с высотой главок и шпилей в 40–50 метров, с восприятием на расстояниях в 4–7 км. Пятый класс – доминанты местного значения: один их наиболее распространённых вариантов исторической высотной застройки, высотой в 25–40 метров; такие храмы имели радиусы восприятия до 2–5 километров. Шестой класс – локальные доминанты. Такие доминанты можно разделить на две группы: для верхнего (силуэтного) пояса и для цокольной зоны. Для верхнего пояса зданий – доминанты в виде башенок, шпилей, куполов (с общей высотой над уровнем земли к концу XVIII века в 20–22 метра, а к концу XIX века – 30–35 метров), с радиусом восприятия от полукилометра до 1–2 километров. В этом же классе можно отметить и многочисленную группу разнообразных часовен (высотой в 5–10 метров каждая), которые на уровне человеческого роста, в зонах человеческого контактного восприятия создавали особое акцентирующее градостроительное и символическое построение среды.

– Какие выводы вы делаете по результатам этого исследования?

– Впервые выявлено общее количество разнообразных православных храмов в Санкт-Петербурге и его пригородах – почти 1000 (точнее – 987) храмов. Впервые определён общий территориальный неразделимый ареал размещения всех групп храмов, включающий сам Петербург, примыкающие к его административным границам пригородные участки, а также города Придворного ведомства. Кроме того, впервые определены шесть классов храмов как вертикальных доминант, формирующих пространственно-визуальное поле внутри Петербурга и в его окрестностях (от нескольких крупнейших храмов губернского значения до массовых храмов локального класса). Рассмотрены также масштабы разрушений и утрат в православном храмовом зодчестве и, в целом, в пространственной системе вертикальных доминант Санкт-Петербурга и окрестностей.

– Имеет ли данное исследование практическое применение?

– Статья может быть рекомендована историкам архитектуры и градостроительства, в первую очередь – жителям Санкт-Петербурга, специалистам по охране, консервации и реставрации историко-культурного наследия, градостроителям, архитекторам, урбанистам, дизайнерам, занимающимся проблемами развития современных городов и агломераций, а также сохранением исторических городов и ландшафтов.