В конце октября на автомобильно-дорожном факультете СПбГАСУ состоялась V Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Магистерские слушания». В ней приняли участие более 100 магистрантов и преподавателей вузов из разных городов страны: Санкт-Петербурга, Красноярска, Ростова-на-Дону, Воронежа.
– Главной целью конференции было повышение качества реализации магистерских программ. В ходе форума, который прошёл в онлайн-формате, магистранты представляли результаты своих исследований и обменивались опытом. Думаю, от того, что участники конференции имели возможность познакомиться с научными разработками друг друга, возник своеобразный синергетический эффект, – сказал секретарь оргкомитета конференции, к. т. н., доцент, заведующий кафедрой технической эксплуатации транспортных средств СПбГАСУ Игорь Черняев. – Кроме того, на конференции были организованы секции для преподавателей, где обсуждались организационно-педагогические и методические вопросы. В частности, серьёзное обсуждение развернулось вокруг самого понятия «магистратура». Хотя эта ступень высшего образования развивается уже около пяти лет, идёт постоянный поиск ответа на вопрос «Что такое магистратура?».
Доклады конференции охватывали всю автомобильно-дорожную область – от проектирования транспортных средств, их эксплуатации, организации перевозок, безопасности дорожного движения до строительства объектов инфраструктуры. Работали четыре секции: «Автомобильные дороги, мосты и тоннели», «Дорожные и строительные машины», «Техническая эксплуатация автотранспортных средств» и «Технология транспортных процессов». Председатели секций высоко оценили уровень представленных докладов, которые охватывали все основные вопросы автомобильно-дорожной отрасли. «Анализируя доклады конференции, можно сказать, что магистранты занимаются решением актуальных практических задач, направленных на повышение качества работы автомобильного транспорта», – отметили организаторы конференции.
К числу наиболее интересных докладов, прозвучавших на секции «Дорожные и строительные машины», эксперты отнесли три сообщения.
- В своём докладе «Исследование путей повышения технического уровня снегоочистительных машин на базе тракторных шасси» магистрант Владимир Габидулин отметил, что необходимо повышать технический и экономический уровень в сфере зимнего содержания городских улиц и загородных дорог в период обильных снегопадов. Автор предлагает использовать в качестве снегоуборочной машины бульдозер на тракторном гусеничном шасси, отмечая, что машина будет работать по следующему принципу: бульдозер заглубляет отвал в снег и перемещается вперёд, одновременно выглубляя отвал для образования в нём призмы волочения. Таким образом, предложен научно обоснованный вариант повышения технического уровня снегоочистительной машины на базе гусеничного трактора и разработаны конструктивные предложения по его реализации.
- Магистрантка Анастасия Максимова сделала сообщение на тему «Решение задач формирования системы мониторинга состояния и позиционирования строительных и дорожных машин». Анализ проводился на основе данных о продуктах четырёх компаний: «ГЛОНАСС-софт», «МСС», «РесурсКонтроль» и «БАРС-ГЛОНАСС». В докладе были даны характеристики продуктов этих компаний по 18 параметрам. Установлено, что наибольшее число отслеживаемых параметров реализуется компанией «РесурсКонтроль».
- Магистрант Артём Кузнецов представил доклад «Прогнозирование производительности дорожных машин». В сообщении анализируются этапы жизненного цикла дорожных машин, даётся план решения поставленной задачи и подводится итог: открывается возможность для построения моделей работы дорожной машины на объектах на всех этапах жизненного цикла, а также для прогнозирования производительности дорожной машины.
В секции «Технология транспортных процессов» магистранты сделали более 25 докладов. Обширное исследование по проблемам совершенствования подготовки данных для транспортного моделирования представила магистрантка кафедры транспортных систем СПбГАСУ Ксения Боровикова. Она формализовала свойства и параметры улично-дорожной сети для унифицированного представления транспортного предложения в транспортных моделях.
Доклад на тему «Перспективы перевозки грузов по высокоскоростным магистралям» представили магистранты Российского университета транспорта Денис Рассамаха и Тимур Рауткин. Сообщение было посвящено организации перевозки срочных грузов в высокоскоростных пассажирских поездах.
Магистрант Донского государственного технического университета Александр Мирошниченко в своём докладе на тему «Управление дорожным движением в кооперативных ИТС» рассказал о созданной им математической модели движения беспилотных автомобилей. Его работа, по мнению оргкомитета, стала лучшей из представленных на секции и удостоилась символического знака «Сова», отпечатанного на 3-D принтере.
Все доклады будут бесплатно опубликованы в сборнике трудов конференции.