Top.Mail.Ru
En
Все новости

Сергей Веселов: «Для создания бизнеса важны критическое мышление и аналитический склад ума»

Текст: Александра Подольникова

Фото: предоставлены компанией Development Systems

20 нояб 2020
Сергей Веселов

Чуть больше 10 лет назад Сергей Веселов окончил строительный факультет Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Сегодня он возглавляет собственную компанию Development Systems, специализирующуюся на BIM-проектировании в жилищном строительстве и разработке программного обеспечения для девелоперов. Мы поговорили с Сергеем об учёбе в альма-матер, старте профессиональной карьеры, создании стартапа и руководстве бизнесом.

– Сергей, пожалуйста, расскажите, когда вы закончили СПбГАСУ, почему в качестве места учёбы выбрали именно этот вуз и какие компетенции он вам дал?

– У меня был выбор между взрывным делом, математико-механическим факультетом и строительством. Последнее занятие показалось мне более перспективным – у строителей всегда есть работа.

В 2009 году я получил диплом по специальности «Промышленное и гражданское строительство», а в 2013-м защитил диссертацию на кафедре экономики строительства. Диссертация была посвящена изучению факторов конкурентоспособности жилых объектов, которые влияют на привлекательность объектов для клиентов. Что важно в проекте? Кроме земли и локации, есть ещё этажность, планировки и другие технические детали будущего жилого здания. Я разработал матрицу, где было порядка ста технических показателей, многие из которых мы используем и сейчас.

– Как складывался ваш профессиональный путь после окончания университета? Как вы нашли свою первую работу?

– На четвёртом курсе я выиграл стажировку в российско-немецкой компании MC Bauchemie. Был большой конкурс – из нескольких сотен студентов отобрали всего трёх человек, включая меня. Там же я познакомился с финской компанией SRV, которая «переманила» меня к себе через три месяца. Однако в 2009 году я попал под сокращение из-за экономического кризиса. Потом работал в российской подрядной компании, а с 2011 по 2016 год – в компании Bonava, где прошёл путь от инженера проекта до главного инженера. Это международная компания, и я был самым молодым главным инженером во всех представительствах. Мне хотелось чего-то большего, и один из подрядчиков позвал управлять проектным бюро, работающим в BIM.

– Как возникла идея создать собственную компанию, и с какими сложностями пришлось столкнуться?

– Когда собственник бюро решил трансформировать этот бизнес, у меня уже было понимание, какую компанию я хотел бы создать. В начале приходилось сложно, потребовалось поставить на кон все активы, которые были. Поскольку имелись наработанные контакты, мне удалось получить первые заказы и начать строить бизнес, основанный на самых передовых технологиях проектирования и управления.

– Как изменилась Development Systems за три года, прошедшие с момента основания?

– В 2018 году DS получила статус «BIM-лидер года» от основного поставщика ПО – компании Autodesk. В прошлом году мы подтвердили этот статус, которым обладают всего 20 российских компаний в сфере жилищного строительства. Недавно мы открыли новое направление – разработку для девелоперов IT-продуктов, дающих возможность собирать и анализировать дополнительную информацию из BIM-моделей. Это, например, сервис для автоматизированного инвестиционного контроля DSX, «облачный BIM-менеджер» DSM. 30 октября мы презентовали новую линейку плагинов DSA для автоматизации работы проектировщиков, инженеров и архитекторов, которые работают в Revit. Команда тоже растёт – начинали мы с восьми человек, а сейчас в штате более 40 профессионалов.

– С какими заказчиками вы сейчас работаете? Какими проектами особенно гордитесь?

 – Мы поддерживаем хорошие отношения со всеми девелоперами Петербурга. Кроме нашего основного клиента, группы RBI, в нашем портфеле есть проекты ПСК, ФСК, компаний «Базис», «Ленстройтрест», московских застройщиков А101 и ФСК.

  • Один из самых знаковых объектов для нас – это элитный дом «Биография» наших партнёров, Группы RBI, в Петербурге. Здесь собрано почти всё, что только возможно в современном жилищном строительстве: все виды фасадов с индивидуальными балконами, подземный паркинг, очень сложные инженерные системы, объект реконструкции, нетиповые этажи и дизайнерские планировки. Кроме того, есть внутренний двор с ландшафтным дизайном и арт-объектом. Дополнительная сложность в том, что здание находится почти в самом центре Петроградской стороны в непосредственной близости от исторических зданий.

Масштабные проекты интересны с точки зрения тестирования технологий моделирования. Например, московский ЖК «Скандинавия» или петербургский Ultra City «Северного города».

– Хотелось бы спросить про людей, которые работают в Development Systems. Как я понимаю, это в основном молодые специалисты. Как вы набирали команду и часто ли обновляется её состав?

– У нас низкий уровень текучки: две трети сотрудников работают практически с самого открытия. Новые вакансии в основном связаны с повышением или расширением команды. Сейчас мы как раз внедряем у себя методику подбора новых сотрудников по картам компетенций – потенциальный кандидат проходит несколько тестовых заданий и беседует с нашими специалистами.

Мы оцениваем не только профессиональные навыки, но и soft skills. В дальнейшем планируем транслировать эту наработку в рынок.

– По какому принципу происходит коммуникация в компании? Это «горизонтальное» взаимодействие, когда каждый в любой момент может поделиться своими мыслями с коллегой, включая руководителя – или всё устроено иначе?

– В нашей корпоративной культуре много от скандинавской модели ведения бизнеса. Во-первых, это подход к рабочему пространству и времени. Светлый и просторный офис формата open space располагает к развитию горизонтальных коммуникаций. Рабочий график плавающий – у нас нет фиксированного времени прихода и ухода, главное, чтобы выполнялись поставленные задачи. Так мы поддерживаем командный дух, не теряя индивидуальности каждого проектировщика.

  • Во-вторых, это открытость разума к новым идеям, умение выходить за рамки стандартных решений. У нас нет заскорузлости и стереотипов ни в коммуникации, ни в построении бизнеса. Сотрудники регулярно участвуют во внутренних конкурсах и реализуют свои идеи. Есть и горизонтальный корпоративный рост внутри компании.

– Сейчас на сайте компании есть несколько свободных вакансий. Что для вас важно в будущем сотруднике? Насколько строгие у вас критерии отбора, что влияет на принятие решения?

– Скажу так: к нам попасть непросто, нужно иметь хорошие навыки и светлую голову. Основные качества, которые мы ищем, – талант и обучаемость. Из профессиональных навыков – знание Revit и профессии в целом. Один-два раза в год через социальные сети мы проводим конкурс стажёров. Стараемся брать не ранее пятого курса, но иногда встречаются очень талантливые студенты и младше.

– Какие качества нужно развивать в себе будущему выпускнику, который хочет открыть свой стартап?

– Я посоветую выпускнику не открывать его сразу, а устроиться в хорошую компанию и посмотреть, как выглядит большой бизнес изнутри. За пять-семь лет можно получить ценный опыт и попытаться сделать что-то своё, новое. 

Важны критическое мышление и аналитический склад ума. В первое время очень выручают безбашенность, готовность к риску. Кроме того, в начале пути потребуется вложить в бизнес много ресурсов, а отдача придёт не в одночасье; нужно быть готовым к тому, что поначалу придётся работать «за еду», да и в ней быть не особо привередливым. Чтобы успех стал долговременным, на первых порах стоит набраться терпенья.