Шестой технологический уклад: вызовы для технического образования России
В журнале European Journal of Engineering Education, входящем в базу данных Scopus, была опубликована статья трех сотрудников Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета – Ю. В. Пухаренко, В. А. Норина и Н. В. Нориной «Российское инженерное образование в эпоху перемен». Сегодня мы берем интервью у заведующего кафедрой технологий строительных материалов и метрологии, доктора технических наук, профессора Юрия Владимировича Пухаренко.
– Юрий Владимирович, какие вопросы освещаются в вашей статье?
– Мы работаем в архитектурно-строительном вузе. Большая часть наших публикаций посвящена результатам научных исследований, которые мы проводим, и инженерного дела, которым мы занимаемся. Но при этом мы являемся преподавателями вуза, поэтому нас не оставляют равнодушными процессы, которые происходят в сфере образования. И инженерное образование не является исключением. У него свои особенности, и мы решили поделиться своими соображениями с научным сообществом.
– Как отразилось на российском образовании подписание Болонской декларации?
– Наряду с множеством положительных моментов «Болонского процесса» очевидны и элементы негативного воздействия на российское образование. Из положительных факторов можно отметить:
- развитие мобильности студентов и преподавателей;
- сопоставимость обучения, дипломов и степеней;
- непрерывное образование в течение всей жизни;
- обеспечение высококачественными, гибкими индивидуальными образовательными траекториями (ИОТ), при этом следует учитывать положительные и отрицательные стороны внедрения ИОТ в учебный процесс;
- контроль качества образования (развитие единых критериев оценки качества преподавания и образования).
Наряду с положительными результатами «Болонского процесса» есть и негативные. В частности, часть преподавателей не смогла перестроиться под новые требования, некоторые студенты оказались не готовы к самостоятельной работе, преподаватели не имеют мотивации и возможностей активно заниматься научно-исследовательской работой и т. д.
– Подготовка инженерных кадров в российских вузах пока еще отстает от суммы знаний и компетенций, которые получают студенты элитных технических вузов за рубежом. Происходят ли в российском техническом образовании позитивные тенденции?
– Большой интерес представляет отечественный опыт подготовки инженеров высокой квалификации в ведущих технических вузах страны. Например, в Московском государственном техническом университете имени Н. Э. Баумана, который опирается на советскую школу подготовки инженерных кадров, обеспечивающую
- хорошее фундаментальное образование;
- прочное владение знаниями и навыками по конкретной специальности;
- индивидуальную работу с талантливой молодежью в рамках студенческих научно-исследовательских работ.
Подготовка инженеров в МГТУ им. Баумана осуществляется выпускающими кафедрами совместно с рядом обучающих кафедр при участии предприятий. При этом на протяжении всего периода обучения студенты проходят непрерывную научно-производственную практику.
Второй пример – повышение качества инженерного образования в Томском политехническом университете с использованием отечественного и зарубежного опыта. Консорциум в составе Томского политехнического университета и Университета Heriot-Watt (Эдинбург, Великобритания) впервые в России организовал и успешно реализовал проект подготовки специалистов по нефтяному инжинирингу. Выпускники наряду с дипломом Томского политехнического университета получают степень магистра и диплом Университета Heriot-Watt, имеющий международный статус.
Министерство образования и науки России на протяжении последних трех лет проводит поступательную политику по повышению качества инженерного образования. Разработан проект «Развитие инженерного образования».
– В чем вы видите особенности российского инженерного образования на современном этапе?
– Основное состоит в том, что наука и техника развиваются очень быстрыми темпами. Еще недавно мы не имели понятия о мобильной связи и компьютерах, а сегодня без информационных технологий невозможно провести качественное исследование.
Сегодня мы стоим на пороге шестого технологического уклада. Появлению этого понятия мир обязан российскому ученому-экономисту Николаю Дмитриевичу Кондратьеву. Контуры шестого технологического уклада только начинают складываться в развитых странах мира, в первую очередь в США, Японии и КНР, и характеризуются нацеленностью на развитие и применение «высоких технологий», таких как био- и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика. Синтез достижений в этих направлениях должен привести к созданию квантового компьютера, искусственного интеллекта и, в конечно итоге, обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством обществом и экономикой.
Наша задача – разработка новых и совершенствование традиционных строительных материалов и технологий. Сегодня в центре внимания науки находятся наноматериалы. Наша кафедра занимается этими проблемами, и у нас уже есть определенные результаты. Наши разработки, связанные с наноструктурным модифицированием бетонных смесей, широко используются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области при строительстве мостов и путепроводов. В частности, наномодифицированные бетонные смеси применялись при строительстве второй очереди КАД и ЗСД.
Таким образом, основная особенность инженерного образования, на наш взгляд, состоит в переходе к нано-, био- и информационным технологиям и когнитивным наукам. Эти области получили общепринятый и используемый в мировой практике термин NBIC-технологий или NBIC-конвергенций.
– Предпринимаются ли шаги для подготовки российских специалистов в области NBIC-технологий?
– Первый опыт подготовки специалистов на междисциплинарной основе – совместная кафедра физики наносистем на физическом факультете МГУ имени Ломоносова и Российского научного центра «Курчатовский институт», которая успешно работает с 2005 года.
Следующий образовательный проект – факультет нано-, био-, информационных и когнитивных технологий, созданный в мае 2009 года в Московском физико-техническом университете.
{gallery name='20180329'}
Подготовка специалистов в области NBIC-технологий проводится и в других вузах России. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет в соответствии с Государственным заданием № 2014/188 (НИР № 3789) готовит специалистов по одному направлению – производство новых строительных материалов с учетом развития нанотехнологий.
Кафедра технологий строительных материалов и метрологии сотрудничает с такими компаниями как ЗАО «Экспериментальный завод, фирма «КНАУФ», Сланцевский цементный завод «Цесла», ГК «Возрождение», ООО «Полипласт Северо-Запад» и др. С их помощью наша учебная лаборатория оснащена новейшими экспериментальными установками. В лаборатории студенты закрепляют свои знания, полученные на лекциях и практических занятиях. А магистранты и аспиранты кафедры проводят здесь научные исследования.
Следует подчеркнуть, что ключевую роль в подготовке инновационных инженерных кадров при переходе к шестому технологическому циклу будет играть конвергентное междисциплинарное образование, прежде всего в сфере NBIC-технологий.
Переход к новому технологическому циклу следует дополнять социальными и гуманитарными трансформациями, без которых новые технологические прорывы становятся неприемлемыми и даже опасными. К числу таких важных трансформаций относится, безусловно, изменение стратегии подготовки инженерных кадров, в которую следует включить значительный социально-гуманитарный компонент, и, особенно, овладение стратегиями социотехнического проектирования.