Принято считать, что все люди делятся на «гуманитариев» и «технарей». Тем, кому открыт мир языков, истории и искусства, ни за что не удастся постичь квантовую физику и дифференциальные уравнения. А тем, кто с детства выигрывал олимпиады по математике, должна быть совершенно чужда любовь к поэзии. Так ли это? Могут ли в одной личности уживаться два, казалось бы, противоположных начала? Чтобы ответить на эти вопросы, я решила пообщаться со студенткой второго курса факультета экономики и управления Софьей Лисицинской, которой удаётся совмещать освоение технической специальности и увлечение творчеством.
– Сознательно ли ты подошла к выбору будущей профессии?
– Да, это был осознанный выбор, я тщательно анализировала плюсы и минусы различных вузов. Специальность, которую я выбрала, не теряет своей актуальности.
– Мне известно, что ты человек увлечённый: занимаешься танцами, фотографией, английским языком. А кем ты сама себя считаешь? Танцовщицей, фотографом или полиглотом?
– Если говорить о том, кем я вижу себя в будущем, то, мне кажется, фотографом, но сейчас я больше занимаюсь танцевальной деятельностью.
– Тогда давай сначала поговорим про фотографию. Что ты снимаешь? В каком жанре любишь работать?
– Я снимаю в основном людей – портреты, прогулочные и студийные фотосессии. Хожу в фотостудию ЦСТиД «Кирпич», там мы занимаемся предметной съёмкой.
– В какой форме проходит обучение в «Кирпиче»?
– Ну, это как курсы, только без сертификатов; скорее, повышение квалификации лично для себя. Моё увлечение сейчас на уровне хобби. На профессиональных курсах я ещё не занималась, но во время пандемии серьёзно задумалась над этим.
– Как ты пришла к фотографии? Это было, как щелчок, или мечта детства?
– Все началось примерно пять лет назад, когда мне купили первую камеру. Сначала это были фото в авторежиме, потом я начала изучать настройки фотоаппарата, процесс начал всё больше нравиться. Когда видишь, что у тебя что-то получается, всё сильнее увлекаешься и хочешь развиваться дальше. Вскоре я научилась обрабатывать фото в программе Photoshop.
– Существуют ли какие-то трудности в профессии фотографа?
– Безусловно, ведь это работа с людьми. Нужно уметь находить общий язык с любым клиентом, распознавать хорошие стороны человека, отражать их на фото, чтобы, в конечном итоге, клиенту понравился результат.
– Как ты считаешь, необходима ли фотографу дорогая камера?
– Я читала много статей на эту тему. Мнения у всех разные, но я думаю, что для начинающих дорогая аппаратура точно неважна. А вот когда ты выжмешь из своей техники всё, на что она способна, стоит задуматься о более дорогом фотоаппарате.
– Какой самый интересный или необычный заказ тебе приходилось выполнять?
– Недавно я устраивала конкурс в соцсети, победителем стала мой мастер по маникюру. И я проводила предметную съемку её работ, что немного отличается от моего обычного стиля. Пришлось изучить работы других мастеров, посмотреть множество мастер-классов, чтобы в итоге клиент мог выложить эти фотографии на свою страницу.
– Клиенты находят тебя через соцсети?
– Да, на данный момент это группа во В Контакте, ведь соцсети сейчас – это неотъемлемая часть жизни. Большую роль играет и «сарафанное радио», но надо всё равно давать на что-то ссылки. В планах у меня – свой сайт.
– Удаётся ли тебе зарабатывать на фотографии?
– Да, какие-то деньги приходят. Конечно, не такие большие, как у профессиональных фотографов. Сейчас я в процессе развития, поэтому не могу брать большие гонорары, но тем не менее, каждый труд должен быть оплачен.
– О фотографии можно говорить вечно, но ведь танец – это не менее сложное искусство. Расскажи, каким направлением ты увлекаешься и где занимаешься?
– Танцами я увлекалась с детства, и при поступлении в университет решила продолжать эту деятельность. Не будучи ещё до конца уверенной, что поступлю, я уже нашла танцевальный коллектив Made’IRA, а поступив, стала его частью. Так всё и началось. Мы танцуем современную хореографию, но в разных направлениях – это мне и нравится больше всего.
– И всё-таки, какое направление тебе больше по душе?
– Я думаю, что контемпорари, потому что мне удаётся без слов рассказывать не только какую-то конкретную историю, но и раскрывать свою личность.
– Каким последним достижением может похвастаться ваша команда?
– В последнее время из-за пандемии все конкурсы сделали дистанционными. А из очных мне больше всего запомнился STU DANCE CUP. У него был необычный формат – все участники танцевали в стилях, обычно несвойственных этим коллективам. Нам это помогло полнее раскрыть свой потенциал.
– Танцевальный коллектив – это всегда командная работа. А что танцы дают лично тебе? Ты заряжаешься физически или эмоционально?
– Не могу сказать, какой из этих двух факторов даёт мне больше плюсов, потому что одно дополняет другое. Выносливость и сила для танцора, конечно, имеют значение, но для меня важнее выплеснуть негативные эмоции на тренировках и разминках, что помогает зарядиться энергией для учебы и каких-то других дел.
– Танцор – всегда актёр?
– Всегда! В каждом танце есть какая-то мысль и история, которую обязательно надо показать не только через движения, но и «лицом». Даже если танцор будет хорошо танцевать, но не будет выдавать эмоции, зритель может не понять смысла номера.
– Давай представим, что ты куда-то едешь на метро. В наушниках у тебя играет музыка. Какая она?
– Я меломан, поэтому – какая угодно. Очень люблю классическую музыку, под неё я могу представлять какой-то лиричный танец, потом может резко заиграть хип-хоп трек, и в моей голове тут же возникают уже совсем другие движения. Я разносторонний человек, поэтому мне всё по душе.
– Как ты думаешь, каждый ли способен танцевать? Нужны ли какие-то врожденные данные?
– Научить можно любого, главное, чтобы было желание. Если человеку без каких-либо танцевальных качеств хочется танцевать, то он больше практикуется, развивает «насмотренность», что-то копирует и со временем может нагнать и даже перегнать профессионала.
– Любишь ли ты импровизировать?
– Обожаю! И дома, и на тренировках. Это очень важно для твоего самоощущения в танце. Тренер часто даёт нам задания по импровизации.
– Язык танца поймут в любом уголке мира. Но для того, чтобы изъясняться словами, требуется знание языков, в чем ты также преуспела. Расскажи, на каком уровне ты сейчас владеешь английским?
– Я думаю, что выше среднего, по общеевропейской шкале – это примерно В-2 – С-1.
– Что подтолкнуло тебя к изучению языка?
– В детстве не хотелось изучать английский, потому что отбили желание. Но потом меня отдали в Центр иностранных языков, где я занималась с носителями, то есть с людьми, которые не говорили по-русски вообще – это и подтолкнуло меня изучать язык дальше. В школе я сдавала ЕГЭ по английскому. Потом поехала за границу, где надо было выживать. Когда находишься в среде, где тебя никто не понимает, как-то находятся нужные слова, исчезают языковые барьеры.
– Владеешь ли ты какими-нибудь другими языками? Возможно, только планируешь их изучать?
– Тут произошла довольно смешная ситуация. В школе я сначала изучала французский, но учителя не привили никакого интереса, я мало что запомнила. В итоге перевелась в другую группу, где учили английскому. Если я почувствую, что достаточно владею английским, то планирую вернуться к французскому или начать учить испанский.
– Расскажи о своей мечте.
– У меня скорее цели, чем мечты. Самостоятельно переехать в отдельную квартиру, обустроить быт так, как я хочу, создать свой интерьер – это, наверно, и есть моя мечта. Потому что когда ты один – думается легче.
– Ну и последний вопрос: без чего ты не можешь обойтись ни дня?
– Не могу обойтись ни дня без танцев и хотя бы одной фотографии, пусть даже сделанной на телефон. Я каждый день ищу в окружающем мире красоту: фотографирую пейзажи или людей.
– Поделитесь, пожалуйста, своими дальнейшими планами.
– Исследования, которые мы проводим, выходят за рамки дорожного строительства. Поэтому мы только в начале своего пути.
Присоединяйтесь к центру студенческого досуга и творчества «Кирпич»
Работы Софьи Лисицинской