Top.Mail.Ru
En
Все новости

Сохранять и развивать: опыт работы с архитектурным наследием

Текст: Александра Подольникова

26 окт 2020
Гавриил Барановский

Русское географическое общество 23 октября провело круглый стол «Актуальное наследие архитектора Гавриила Барановского: взгляд спустя сто лет». Мероприятие, проходившее в онлайн-формате, было приурочено к 160-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти известного гражданского инженера и архитектора, выпускника Института гражданских инженеров (ныне СПбГАСУ).

Многие работы Гавриила Барановского на слуху: по его проектам построены здания магазина братьев Елисеевых на Невском проспекте и Русского географического общества, буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» и собственная дача, вилла «Арфа», возведённая в Келломяках (ныне Комарово). Однако есть и менее известные, даже забытые постройки, которые тоже составляют часть его архитектурного наследия. Какое значение имеют эти сооружения для истории и в каком состоянии находятся? Что делается для их сохранения?

Неизвестные постройки Барановского

До сих пор в профессиональной биографии архитектора остаётся немало белых пятен. Например, лишь три года назад в номере эмигрантской газеты «Новая русская жизнь» за 1920 г. обнаружили свидетельство того, что именно Барановскому принадлежит проект Русской народной школы им. П. А. Столыпина в Келломяках (Комарово). По словам доцента кафедры градостроительства СПбГАСУ Светланы Левошко, это здание (не дошедшее до нашего времени) являлось образцовым воплощением рационального подхода: каменная двухэтажная постройка с отдельным входом для учеников и квартирами для преподавателей отлично справлялась со своим назначением. Как правило, под подобные учебные заведения в те времена приспосабливались уже построенные здания. Русская народная школа Столыпина была возведена с нуля.

Рациональность, с которой Барановский подходил к объёмно-планировочной структуре, оказала влияние на последующие поколения гражданских инженеров: неслучайно в архитектуре 1930-х годов просматривается налёт функционализма.

Ещё одно открытие последнего времени (об этом стало известно буквально на днях) – то, что по проекту Гавриила Барановского в Эстонии был построен санаторный комплекс «Морской хутор». Постройку удалось сохранить, теперь это туристический комплекс «Вилла "Меретарэ"».

Среди петербургских проектов архитектора широкой публике хорошо известен Елисеевский магазин, однако это не единственное здание, связывавшее Барановского с представителями богатой купеческой фамилии. Дом, расположенный по адресу: наб. Фонтанки, 64, или доходный дом Григория Елисеева, – одна из первых самостоятельных работ гражданского инженера.

Доцент кафедры архитектурно-строительных конструкций СПбГАСУ Ольга Ушакова обратила внимание на уникальность здания для 1880-х гг., в которые оно было построено: здесь присутствовали водопровод и лифт, а качественная отделка кирпичного фасада из терракоты (разновидность неглазурованной керамики) позволила ему прекрасно сохраниться.

Здание играет большую градостроительную роль и внесено в реестр объектов культурного значения. Тем не менее, нельзя сказать, что дом удалось сохранить в первозданном виде: в настоящее время фасад со стороны двора находится в запущенном состоянии. То же самое относится и к ажурным металлическим козырькам подъездов. Об этом рассказал один из участников круглого стола, руководитель ЗАО «Геодезические приборы» Валерий Глейзер, который живёт в этом доме. «Какое-то время назад здесь располагался офис банка, который размещал на фасаде свои рекламные баннеры. Сейчас элементы баннеров продолжают торчать из фасада», – добавил он.

По мнению Александра Кононова, заместителя председателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, ответственность за происходящее лежит и на жильцах. Нередки случаи, когда собственники избавляются от аутентичных дверей и оконных рам в квартирах, заменяя их по своему вкусу. С юридической точки зрения нарушения не происходит: несмотря на то, что дом относится к объектам культурного наследия, закон защищает лишь фасад здания, а в интерьерах квартир люди вправе производить какие угодно изменения.

Ревитализация наследия: новый подход

Какая судьба ждёт пришедшие в запустение памятники архитектуры и можно ли дать им вторую жизнь? Эксперты круглого стола уверены, что выход существует.

Дачи Михаила Бенуа, Артура Грубе и Людвига Крона, построенные в Петергофе на рубеже XIX и XX вв., признаны памятниками деревянного зодчества того периода. Сейчас постройки переданы Санкт-Петербургскому государственному университету. По словам старшего преподавателя кафедры дизайна СПбГУ Евгении Петрашень, дачи планируется сделать своеобразной образовательной площадкой. В течение нескольких лет здания выступали объектами для курсовых и дипломных студенческих работ, а также «полевых» практик обучающихся. Студенты предлагали различные варианты благоустройства территорий и редизайна отдельных её элементов. На основе этих разработок была создана целостная концепция по устойчивой ревитализации всех трёх памятников.

Попытки найти финансирование пока остаются безуспешными, однако проведена значительная просветительская работа: организованы две выставки в библиотеке Петергофа, опубликовано несколько тематических статей в изданиях «Проект Балтия», «Зодчий» и «Архитектурный альманах».

Другой пример «оживления» архитектурного наследия – опыт ревалоризации усадьбы Григория Елисеева в эстонском Тойла-Ору. Летняя резиденция купца в стиле необарокко с окружающим её парком, террасами, конюшней и оранжереей, построенная в конце XIX столетия, была разрушена в годы Великой Отечественной войны. В 2014 г. в Эстонии началась масштабная кампания по возрождению усадьбы, её отдельных построек и ландшафта. До полного восстановления ещё далеко, но на помощь приходят современные технологии: компания Blueray создала программу дополненной реальности, с помощью которой её пользователи могут оказаться на территории поместья Тойла-Ору времён его расцвета, пришедшегося на 1930-е гг., когда здесь жил первый президент Эстонии Константин Пятс.

Сохранить «дух места»: история виллы «Арфа»

Не обошли вниманием и другой знаковый объект, построенный Барановским для своей семьи, – виллу «Арфа». Ярчайший образец модерна, фасадом напоминающий одноимённый музыкальный инструмент, был практически полностью разрушен в 1944 г. (по другой версии – раньше, во время Советско-финской войны 1939–40 гг.). До наших дней дошли только двухуровневая терраса, на которой владельцы устраивали камерные концерты (она же играла роль смотровой площадки, откуда открывался вид на залив), беседка и фантазийная чаша пруда в форме палитры художника. «Сейчас эти артефакты никак не охраняются», – подчеркнула Елена Травина, историк, координатор исследовательской группы «Старые дачи».

В 2010 г. здесь планировали возвести городок Конституционного суда, однако от этой идеи отказались. Территорию передали агентству коммерческой недвижимости, которое не собиралось сохранять остатки наследия. Недавно стало известно, что «Арфа» получила новых владельцев – её приобрёл театр Бориса Эйфмана. По мнению Елены Травиной, данный факт вряд ли пойдёт даче на пользу (в начале осени СМИ писали о конфликте градозащитников с администрацией театра; поводом стал возможный снос и полная перестройка дома Басевича на Большой Пушкарской улице для приспособления под нужды театра Эйфмана).

Тем не менее, были высказаны и противоположные мнения. Так, руководитель архитектурной мастерской Б2 Феликс Буянов считает возможным оптимистичный сценарий, полагая, что театру Бориса Эйфмана удастся сохранить «дух места» и грамотно ревитализировать пространство.

Гавриил Васильевич Барановский (1860–1920) – архитектор, историк архитектуры, издатель. Окончил Институт гражданских инженеров, позднее в нём же преподавал. Служил в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел, занимался вопросами строительного законодательства.

В 1894–1905 гг. издавал журнал «Строитель», как один из авторов и редактор подготовил фундаментальную «Архитектурную энциклопедию второй половины ХIХ века».

Посмотреть запись круглого стола можно по ссылке.