Top.Mail.Ru
Состоялось награждение лауреатов конкурса «Педагогам СПбГАСУ посвящается»
En
Все новости

Состоялось награждение лауреатов конкурса «Педагогам СПбГАСУ посвящается»

17 мая 2022

Состоялось награждение лауреатов конкурса «Педагогам СПбГАСУ посвящается»

28 апреля были подведены итоги конкурса эссе «Педагогам СПбГАСУ посвящается», приуроченного к 190-летию нашего университета.

Участники конкурса с организаторами и членами жюри

Победитель конкурса магистрант ФИЭиГХ Виктор Кузьмин

В свободной форме участники – студенты и выпускники делились своими мыслями о творчестве и учебном процессе и вспоминали преподавателей, которые помогали им в освоении знаний.

Работы оценивало жюри, в которое вошли проректор СПбГАСУ по молодёжной политике Ирина Луговская, доцент кафедры русского языка Наталия Тищенко и специалист управления информационной политики Александра Подольникова.

Победу одержал магистрант первого курса факультета инженерной экологии и городского хозяйства Виктор Кузьмин с работой «Чистый лист», второе место – у аспиранта строительного факультета Ван Дунляна за эссе «Преподаватели в моей памяти», третье – у выпускницы строительного факультета Натальи Морозовой за работу «Хорошие преподаватели поистине бесценны» (ей же присуждено пятое место за эссе «ПМИ» и «Воспоминания о ГАСУ»).

Почётное четвёртое место занял студент строительного факультета Михаил Харитонов («О взаимоотношениях преподавателя и студента»); пятое место с Натальей Морозовой разделили студентка факультета судебных экспертиз и права в строительстве и на транспорте Руза Адамбаева (эссе без названия) и магистрант факультета экономики и управления Александр Крянев («Взаимодействие со студентами – неотъемлемая часть работы преподавателя»). Шестое место поделили выпускница автомобильно-дорожного факультета и сотрудник университета Ольга Балашова («Хорошие преподаватели поистине бесценны»), магистрантка факультета экономики и управления Екатерина Баранецкая («Главное в жизни человека – это иметь цель…») и студентки строительного факультета Диана Шагиахметова («(Не)живое общение: преподаватель или "чёрное зеркало"?») и Софья Кожевникова («Кардиоида моей учёбы»).

Аспирант строительного факультета Ван Дунлян получает диплом за второе место

В церемонии награждения приняли участие Ирина Луговская, Наталия Тищенко и начальник управления социальной и внеучебной работы со студентами СПбГАСУ Ирина Нурыева.

Победителю и призёрам вручили дипломы и памятные подарки, а остальным участникам – сертификаты.

Эссе Виктора Кузьмина (первое место)

Хвалебные оды редко пишутся искренне. И искренне тяжело написать о чужом тебе человеке, сложно, стесняешься какого-либо чувства, кажущегося лишним в академических стенах. О человеке, про которого мало знаешь и вас с ним разделяет разность прожитых лет, шесть лет с момента последней встречи, да и иерархия.

Мне хочется отойти от конспектных сухих выжимок, просто написать: что знаю и как ощущаю, ничего не выясняя. Сколько людей оставили след в вашей жизни? Как много учителей можно вспомнить из вереницы воспитателей, преподавателей, доцентов, лаборантов? Я полагаю, везёт тем, кто найдёт хоть для одного добрые слова.

Мне думается, что настоящий учитель – это тот, на кого хочется быть похожим, просто хочется вобрать от него часть.

Сделать реверанс я хочу перед одним человеком, причастным к СПбГАСУ. Я всё-таки не стану писать фамилию, имя, отчество по изложенным выше причинам. У меня с ним было всего по три часа в неделю на протяжении двух лет обучения на малом архитектурном факультете. Встретился я с этим преподавателем, будучи девятиклассником с мечтой об архитектуре. Если я в жизни и любил что-то, то архитектуру – эту женщину со стеклянными глазами и гранитными скулами.

Можно сказать, что я у него учился совсем недолго и мало что тогда знал. Но я уверен, что для важных вещей в жизни время не играет роли, время ничего не оставляет только от повседневности. И не нужно знать всё о человеке, чтобы сохранить его в сознании.

С писателями и живописцами я в жизни тоже не был тесно связан, но это не значит, что они не стали для меня опорой духа. С человеком, о ком пишу, мне повезло больше: я с ним успел и поговорить, и увидеть то, что оставляет его рука на листе бумаги. Отношение человека к бумаге вообще показательно: на ней можно написать гадость, а можно начертить композицию. Можно её смять, но можно и поместить под окаймлённое рамой стекло. Вероятно, тогда и я был почти таким же чистым листом, какой кладут на кульман.

Чему я научился, вопрос многогранный. Да, до сих пор я помню эти собрания фигур, напоминающие работы Якова Чернихова. Наверное, карандаш я держу с тех пор увереннее и пользуюсь держателем для источившихся грифельных проводников в мир линий. Это не самое важное: важно, что было кроме этих навыков и что я тогда увидел. Я увидел человека, который знает своё дело.

А это очень важно, особенно для мужчины. Какие бы испытания ни выпали, самое главное – понимать, что в своей жизни ты занимался делом. И только это и остаётся любому человеку для вклада в мировое счастье: делать своё дело хорошо. Это очень просто звучит, но какой тяжкий путь лежит к тому, чтобы оправдать эти слова.

Не нужно кричать о добродетелях и о культуре, культуру вообще бесполезно прививать или насаждать, ею можно только поразить. У человека с произведением искусства выстраивается своя связь сродни любви, а чувство никогда не отвечает на вопрос «почему именно».

Если ты художник или архитектор, то всегда нужно носить с собой карандаш в кармане пиджака. Да, именно пиджака, потому что только в нём можно подходить к архитектуре: эта женщина оценивает тех, кто осмелился с ней заигрывать. Острый карандаш, а не платок – платок лежит во внутреннем кармане, личном и скрытом от глаз, общему зрению это не нужно.

Мир меняется, для этого утверждения не нужно много знать и осознавать, понимание скорее в том, что какие бы программы ни существовали, как бы еще ни переписали двоичный код, момента, когда рука творца карандашом соприкасается с бумагой, не заменит ничто. И мы только в облике ушли от Витрувия. И я убеждён, что если человек научится творить одним карандашом, на клочке бумаги, то его искусство непобедимо. Ему более ничего не надо. Всё остальное – это лишь приложение. Не стоит просить скрипача уметь играть на одной струне, но всегда важно, чтобы он умел играть без оркестра.

Своего учителя после курсов я встретил только один раз, на Кирочной улице. Как тому и подобало быть: среди строгих фасадов он был в пальто и кепке. Я спешил по делам и постеснялся подойти поздороваться, да и не думаю, что он меня помнил. Как и сейчас, практически ничего не знаю о судьбе этого человека, да и не хочу интересоваться.

У женщины-архитектуры много ухажёров: она выбирает лучших. В моей жизни эта любовь осталась неразделённой. Я занимался совсем другими вещами. Человеческая жизнь не всегда полна счастья и не всегда ведёт к успеху где-то. И чаще мы судим по людям, которые выбрали себе на жизнь что-то и достигли в этом вершин, все мы хотим быть такими, и это правильно. Но за человеком всегда остаётся вопрос перед самим собой, наедине: что он вынес из прожитого и кому в нём он благодарен. В успехе легко искать помощников, сложнее найти их при проигрышах.

Я верю, что не один я познал тайну единения с бумагой. Не один я учился у этого человека. Есть люди, которые остаются с нами навсегда.

И как я уже сказал, не важно и не жалко иногда, как ты прожил: важно, что и о ком ты вынес в своей памяти. Это не свобода жить так, как ты мыслишь, наоборот, это умение находить себе правильные устои. Для этого и существуют школы и университеты. Потому что главное умение в жизни – проживать её. Сухое знание и прагматизм может завести человека далеко, не нужно это иллюстрировать. Люди всегда учатся у личностей. Как и здание – не только набор камней, труб, проводов да оконных рам. Здания – это ещё и биографии, и в первую очередь архитекторов.

Я встретил нескольких преподавателей, которые остались не только подписями в зачётной книжке. Наверное, чтобы научить чему-то светлому, нужно самому прожить достойную жизнь. Эта жизнь полна соблазнов, полна разочарований, в ней легко оступиться. Но если бы люди садились за чистый лист бумаги и каждый раз видели в нём вечность, абсолютный ноль, то задумывались бы над тем, что на него наносить.


Текст: Александра Подольникова
Фото: Павел Жоголев, Дарья Андреева (ЦСДиТ «Кирпич»)

✔ Узнайте больше о студенческой жизни университета