«Современная архитектура — это не только набор эстетических и технических решений»
XXI век изменил многие стороны жизни. Появились альтернативные источники энергии, повысился уровень автоматизации производства, ускорился обмен информацией. В наши дни на первое место выходят такие понятия, как экологическая безопасность, сохранение природных ресурсов, интеграция с окружающей средой. Архитектура и строительство тоже подверглись изменениям.
Старший преподаватель кафедры начертательной геометрии и инженерной графики СПбГАСУ Ольга Васильевна Мельникова уверена — мыслить прежними категориями уже нельзя. Архитекторы должны понимать: любое здание должно быть не только красивым, но и экологичным, энергосберегающим, комфортным.— Архитектура — это не только композиционные решения, не только технологии. Это настроение, ощущения, комфорт человека, который там находится. Это символизм, эстетика. Это огромное количество компонентов. Задача архитектора — их определить, выделить, обозначить, с тем чтобы потом с ними работать. Чтобы не сводить архитектуру только лишь к набору каких-то технических решений.
— Звучит довольно непривычно.
— Это соответствует современным реалиям. В СПбГАСУ студенты-архитекторы знакомятся с устойчивостью в архитектуре, участвуют в конференциях, в исследовательской работе. На 72-й Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы современного строительства» с докладом выступили студентки I курса архитектурного факультета Анна Кулагина и Алта Крикун, второкурсница Елизавета Новикова. Их исследования были посвящены анализу зарубежного опыта в устойчивости и возможности применения его в нашей стране. Понятие sustainable architecture, «устойчивая архитектура», является частью такого понятия, как «устойчивое развитие». 25 сентября 2015 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».
Концепция устойчивого развития касается всех сторон жизни человека, в том числе, экономики, строительства, абсолютно всего. Если мы говорим про устойчивую архитектуру, сюда относится зеленая архитектура, возобновляемые ресурсы, шумопоглощение, светоотражение и многое другое. Следует рассматривать устойчивую архитектуру как возможность человека существовать в комфортной среде и взаимодействовать с этой средой.
— Расскажите, пожалуйста, о своей работе в данном направлении.
— Я пишу диссертацию на тему «Формирование профессионального сознания студентов-архитекторов». Работа над ней находится на заключительном этапе. В марте 2019 г. я участвовала в конференции Эдинбургского университета, посвященной определению параметров устойчивого высшего образования. Там я выступила с докладом на тему своей диссертации, который заинтересовал зарубежных коллег. Также со своими студентами я изучаю, как начертательная геометрия может помочь в этом деле. Основная задача архитектора — организация пространства. Исследования показывают: независимо от профессиональной подготовки, люди одинаково воспринимают прекрасное. Человеку не обязательно иметь знания, чтобы отличать гармоничное от негармоничного. Поэтому, чтобы организовать качественную среду, мы должны больше знать о человеке и его потребностях.
— Вы преподаете начертательную геометрию. Верно ли утверждение, что это очень непростой предмет?
— Вокруг начертательной геометрии, действительно, витает ореол очень сложного, не всем подвластного предмета. Однако процент людей, которым он неподвластен, совсем невелик. Проблема заключается не в пространственном мышлении или его отсутствии. Проблема в том, что информация идет по нарастающей. Если студент пропустил какую-то часть, то ему будет трудно наверстать. Но если студент все делает вовремя, следует указаниям, ходит на консультации, то у него есть все возможности, чтобы овладеть этой дисциплиной. Начертательная геометрия — краеугольный камень инженерной деятельности. Я не устаю повторять своим студентам: ребята, компьютер за вас думать не будет. Это всего лишь помощник, усовершенствованная линейка и карандаш. Замысел сначала должен созреть у вас в голове, вы сначала должны представить все сами, а потом предложить компьютеру. Он за вас ровно начертит. Задача инженера — понимать, как это происходит.
Беседовала Татьяна Петрова
✔ Изучите учебные дисциплины и состав
кафедры начертательной геометрии и инженерной графики