В рамках Петербургского международного экономического форума 15 июня состоялся круглый стол «Новые вызовы автомобильной промышленности в науке, образовании и спорте». В круглом столе принял участие декан автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ Андрей Зазыкин.
Организаторами мероприятия выступили Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга и промышленный кластер «Автопром Северо-Запад». В центре внимания участников – руководителей профильных компаний и образовательных организаций находились точки роста научно-технической политики, кадровое развитие отрасли и другие актуальные вопросы.
Участники круглого стола обсудили актуальную повестку российского автопрома и пути решения возникающих перед отраслью задач. Согласно аналитическим оценкам, производство автомобилей и колёсной техники в текущем году сократится вдвое по сравнению с 2021 г. Ожидается, что в 2022 г. российская промышленность выпустит около 800 тыс. единиц автомобильной техники, в то время как в 2021 г. по данным Минпромторга России объём производства автомобилей превысил 1,5 млн единиц.
В условиях экономических санкций перед отраслевыми предприятиями остро стоят проблемы сохранения производства и качества выпускаемой продукции, сбережения трудовых коллективов и наращивания импортозамещения. При этом в нынешних экономических условиях вопросы повышения квалификации персонала и подготовки молодых профессионалов для предприятий автомобилестроения, транспортной отрасли в целом, актуальные и в прошлые годы, приобретают особую значимость.
Андрей Зазыкин рассказал о подготовке таких специалистов на автомобильно-дорожном факультете СПбГАСУ, об оценке их востребованности со стороны государства и бизнеса, а также об участии вуза в пилотном проекте Министерства науки и высшего образования России и Национального агентства развития квалификаций по опробованию совмещения государственной итоговой и промежуточной аттестации с независимой оценкой квалификаций (ГИА-НОК).
Цель проекта – определить соответствие подготовки выпускников требованиям работодателей, способствовать развитию механизмов профессионально-общественной аккредитации, расширить взаимодействие вузов и отрасли.
С 2022 г. СПбГАСУ участвует в данном проекте с тремя образовательными программами: 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», профиль «Автомобили и автомобильное хозяйство»; 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства», специализация «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование»; и 15.03.03 «Прикладная механика», профиль «Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг».
Партнёром СПбГАСУ в проекте выступает промышленный кластер «Автопром Северо-Запад». Стороны совмещают государственную итоговую аттестацию и независимую оценку квалификации выпускников по подтверждению уровня квалификации 31.00400.04 «Мастер ремонтной зоны по техническому обслуживанию, ремонту автотранспортных средств (АТС) и их компонентов» (6-й уровень квалификации) в рамках профстандарта 31.004 «Специалист по мехатронным системам автомобиля».
Процедура предполагает прохождение профессионального экзамена, состоящего из теоретической и практической частей, в центре оценки квалификаций промышленного кластера «Автопром Северо-Запад». Для этого создан экзаменационный комплекс на учебной базе СПбГАСУ в Красном Селе.
«Без кадрового обеспечения невозможно совершить технологический прорыв, а образование необходимо подстраивать под требования рынка, под требования работодателей. Проект ГИА-НОК позволит устранить разницу между требованиями вузов и требованиями работодателей», – подчеркнул Андрей Зазыкин.
Узнайте больше об автомобильно-дорожном факультете университета