Начальник управления по развитию имущественного комплекса СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Павловских; Анна Сидорова; Дарья Федулова; заслуженный архитектор России, профессор Международной академии архитектуры, член Градостроительного совета Санкт-Петербурга Владимир Линов
Студенты СПбГАСУ вошли в число победителей международного конкурса «ЛЭТИ Кампус Дизайн».
Конкурсанты создавали архитектурные и дизайнерские проекты по трансформации четырёх пространств кампуса Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ».
Проект «FO(u)R» в номинации «ДНК ЛЭТИ» (авторы – Наталия Саркисова, Дарья Федулова, Максим Антипов и Анна Сидорова)
Проект «FO(u)R» (авторы – Наталия Саркисова, Дарья Федулова, Максим Антипов и Анна Сидорова) стал лучшим в номинации «ДНК ЛЭТИ». Как пояснила старший преподаватель кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ Дарья Бойцова, в данной номинации разрабатывали новый дизайн для вестибюля пятого корпуса университета.
Проект «FO(u)R» в номинации «Путь в ЛЭТИ» (авторы – Наталия Саркисова, Дарья Федулова, Максим Антипов и Анна Сидорова)
В номинации «Путь в ЛЭТИ», где переосмысливали пространство перед входом в кампус и площадки между пятым корпусом и корпусом D, проект «FO(u)R» вышел в финал.
«Принять участие в этом конкурсе предложили наши преподаватели в качестве курсового проекта. Ключевыми факторами для решения об участии стали масштабы проекта и перспективы его реализации. Мы самостоятельно провели обмеры помещения, составили модель, провели полноценную подготовку к проектированию. Мы постарались представить себе день студента ЛЭТИ, найти проблемные зоны и понять, какие решения смогут упростить и улучшить студенческую жизнь», – рассказала Наталия Саркисова.
По словам Наталии, работа над проектом велась два месяца. Вдохновляла мысль о возможности реализации проекта и хорошей работе в портфолио. Максим Антипов занимался экстерьером, остальные – интерьером. Советовались, находили общие концептуальные решения. В интерьере не разделяли обязанностей – таким образом в процессе работы «не замыливался глаз», была возможность всегда получить совет от коллеги, который тоже вовлечён в проект. Консультации с преподавателями также меняли проект в лучшую сторону.
- В основу проекта легли три концепции. Первая из них – дискретность, то есть свойство, противоположное непрерывности и тесно связанное с электротехникой. Авторы создали единое, цельное решение, собираемое из отдельных элементов интерьера, где тема дискретности раскрывается с помощью освещения и мебели. Вторая концепция – материалы. Авторы использовали металл, который ассоциируется с технологичностью, современностью, электричеством. Искусственное дерево делает пространство визуально более уютным. В качестве фоновых материалов использованы бетон, штукатурка, плитка. Третья концепция – цветовое решение. Интерьер выполнен в нейтральных тонах, он не перегружает пространство, но при этом отсылает к истории университета.
Специальным дипломом за лучшие архитектурные и дизайнерские решения отмечен проект «Archvhod» (авторы – Анастасия Яковлева, Анастасия Урдашева и Ангелина Тельпис).
«Данный конкурс стал для нас вызовом: ранее мы практически не работали с внутренними пространствами, тем более с преобразованием уже существующих интерьеров. Работа с объектом культурного наследия, безусловно, добавляла свои сложности, но это лишь подогревало наш интерес к этому конкурсу», – рассказала Анастасия Яковлева.
По словам Анастасии, команда участвует во многих конкурсах, поэтому механизм работы отлажен. Каждый конкурс начинается с отбора идей, которые кажутся наиболее подходящими. Далее участники команды обсуждают их и вырабатывают общую концепцию.
Проект для интерьера вестибюля пятого корпуса предполагает увеличение количества мест для занятий, встреч и отдыха за счёт переноса гардероба. В проекте использованы фирменные цвета университета, которые станут основными акцентами в дизайне интерьера вестибюля.
Сильными сторонами проекта его авторы считают увеличение пространства вестибюля, организацию новых мест для комфортного времяпрепровождения в стенах университета.
Ещё один специальный диплом за лучшие архитектурные и дизайнерские решения – у проекта «Sealevel» (авторы – Лобу Мариамо да Силва и Сюй Ипин).
«Я думаю, что контекст, в котором мы живём, оказал на проект очень глубокое влияние. Мы из Китая и Мозамбика, обе живем в солнечных городах. У нас было сильное желание привнести свет и цвет в дизайн интерьера», – сообщила Сюй Ипин.
- По результатам опроса студентов авторы определили задачи и приняли соответствующие решения. Так, они предложили использовать цвета университета – синий и ярко-оранжевый. Эти два цвета присутствуют отдельно или в сочетании друг с другом с целью добавления визуального интереса, улучшения пространственного восприятия и создания яркой, молодёжной и энергичной обстановки.
Студентки добавили функциональные зоны: копицентр, выставочную зону, столовую, торговый автомат, банкомат. А некоторые, уже существующие, расширили – кафе, учебную зону. Места для сидения, столы и парты добавлены по всему плану таким образом, чтобы не мешать движению. Авторы открыли пространство, снесли временные постройки, чтобы сделать движение более гибким. Предложили решения по световому дизайну, сформировали свободное лекционно-выставочное пространство. Чтобы разнообразить методы проведения выставок, создали систему показа – движущуюся рамку с выставочными панелями. Эти панели могут перемещаться, подстраиваясь под потребности пользователя.
Финалистом конкурса в номинации «ДНК ЛЭТИ» стал проект SUP1797 (авторы – Алия Злобина, Вероника Ратникова, Ксения Федина).
Вероника Ратникова узнала об этом объекте из книги «Ленинград. Архитектура советского модернизма. 1955–1991» и с тех пор загорелась желанием там побывать.
«Наш проект – это сочетание функциональности, технологичности и органичности пространства. За счёт грамотного зонирования гибкое пространство позволяет сосуществовать разным видам деятельности: обучению и открытой коммуникации, отдыху и питанию, агитации и рекрутингу. Мы старались не только подчеркнуть достоинства интерьера, задуманного Виктором Левиашем, но и отразить дух современности при помощи света, растений, материалов и барельефа, в котором отражена специфика университета», – поделилась Вероника Ратникова.
Алие Злобиной было интересно поработать в новой команде и с таким интересным и исторически ценным объектом, как ЛЭТИ. Работали над проектом достаточно долго, на протяжении нескольких месяцев. Распределять технические обязанности старались по желаниям и сильным сторонам каждого участника. А создание концепции было совместным трудом.
«Главным лейтмотивом нашего проекта стало бережное отношение к наследию архитекторов Левиаша и Матусевича. Мы предложили расчистить и реставрировать существующую сохранившуюся отделку и подбирали остальные материалы в сочетании с ней. Во-вторых, продумали грамотное функциональное зонирование. Была проведена большая работа по анализу существующей ситуации, мы общались со студентами. Считаю, нам что удалось максимально эффективно использовать интерьер вестибюля под разные аспекты студенческой жизни. Сюда можно отнести добавление трансформируемой перегородки, многократное увеличение числа посадочных мест для работы и отдыха, перенос зоны буфетов, трансформируемый амфитеатр. Кроме того, мы уделили много внимания естественному свету и искусственному освещению. Продумали, как использовать и подчеркнуть свет из многочисленных световых колодцев отделочным решением стен конференц-зала. Распределили типы различного освещения по разным зонам в соответствии с целями».
«ЛЭТИ Кампус Дизайн» – второй конкурс, организованный СПбГЭТУ «ЛЭТИ». У его победителей есть возможность реализовать свои архитектурные и дизайнерские идеи в рамках работ по обновлению и совершенствованию кампуса СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Предшественник этого состязания – Международный архитектурный конкурс «ЛЭТИ – академическая среда будущего», который состоялся в 2021 г. В нём одержали победу студентки СПбГАСУ Марина Лучникова и Анна Сорокина. По их проекту в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» создали общественное пространство.