Транспорт – не женское дело?
Казалось бы, транспортная логистика и безопасность дорожного движения – это мужские специальности. Но аспирантка кафедры наземных транспортно-технологических машин Светлана Андрейчикова доказывает, что женский взгляд на проблемы транспорта тоже востребован.
Тема кандидатской диссертации Светланы связана с безопасностью дорожного движения в условиях ограниченной видимости. Исследовательница на своем опыте знает, как некомфортно вести машину по неосвещенной дороге. Она каждый день добиралась на работу на машине из Гатчины. А работала аспирантка в СПбГАСУ, в Центре повышения квалификации автомобильно-дорожного факультета. Почему же она приняла решение поступать в аспирантуру?
– Я закончила СПбГАСУ в 2009 году, – рассказывает девушка – После окончания вуза поступила в магистратуру. Моя магистерская диссертация была посвящена транспортной логистике, а точнее – экологистике. Я составляла маршрут для грузового автомобиля. Передо мной стояла задача: доставить грузы через Санкт-Петербург с минимальными негативными воздействиями на окружающую среду. Я брала условную точку старта и условную точку финиша и высчитывала, какой маршрут будет оптимальным. Где машина не будет стоять в пробках, как добиться минимальных вредных выбросов в атмосферу города? Я искала ответы на эти вопросы, изучала проблему прокладки наиболее безопасных с точки зрения экологии маршрутов. При этом для перевозчика путь следования транспорта также должен быть безопасным.
После окончания магистратуры я решила продолжить изучение тем, связанных с транспортом, и поступить в аспирантуру. Моя учеба проходила на автомобильно-дорожном факультете, специалитет и магистратуру я закончила на кафедре транспортных систем, а в аспирантуре учусь на кафедре наземных транспортно-технологических машин. Мой научный руководитель – заведующий кафедрой наземных транспортно-технологических машин, д.т.н., профессор Сергей Аркадьевич Евтюков– считает, что надо продолжать научные разработки, связанные с безопасностью дорожного движения в условиях ограниченной видимости. Светлана полагет, что эта тема актуальна для Санкт-Петербурга, ведь у нас часто бывает плохая погода, туман, снегопад.
В своей работе аспирантка опирается на зарубежный опыт. В разных странах существуют интересные наработки, связанные с безопасностью дорожного движения. Например, пешеходные переходы, которые подсвечиваются. Или системы адаптивного круиз-контроля, помогающие водителю управлять автомобилем в условиях ограниченной видимости.
Исследователь планирует общаться со специалистами в области электроники и строительства дорог. Ее задача – изучить все, что сделано в этой сфере и предложить что-то свое. Светлана должна подготовить актуальные рекомендации, которые могут быть использованы при проектировании и строительстве новых дорог.
Каждая компания-производитель автомобилей уже выпустила модель, которой управляет робот. Но Светлана полагает, что на наших дорогах такие автомобили появятся еще не скоро.
Исследовательница говорит о том, что ее рекомендации должны быть реальными для российских условий. Ведь не секрет, что большой процент дорог в нашей стране находится в плохом состоянии, а часть машин, которые используются, морально устарела. Может быть, аспирантка предложит какие-то изменения в нормативах или в ГОСТах, уточняющие коэффициенты, которые повлияют на безопасность дорожного движения при плохих погодных условиях. Мыслей и идей у Светланы много, но пока что она планирует изучать наработки, которые уже существуют по этой проблематике.
Кандидатский минимум по философии и иностранному языку аспирантка уже сдала, занятия по этим предметам были очень полезны для нее. Статьи, касающиеся темы будущей диссертации, исследовательница изучает на иностранном языке.
Светлана Андрейчикова работала в Центре повышения квалификации автомобильно-дорожного факультета, который реализует программы по судебной инженерно-технической экспертизе. В любом транспортном предприятии есть люди, отвечающие за техническое состояние машин. Они берут на себя ответственность за жизнь пассажиров и пешеходов, подписывают путевые листы, отвечают за безопасность движения транспорта. Вот эти специалисты и учатся в Центре повышения квалификации. Также в нем проходят переподготовку водители, механики, диспетчеры транспортных предприятий, инструкторы и методисты автошкол. Светлана принимала заявки на обучение по телефону или по электронной почте, заключала договоры, выставляла счета, занималась организационной работой.
После защиты кандидатской диссертации Светлана планирует остаться на кафедре наземных транспортно-технологических машин и работать преподавателем.
Молодой исследовательнице очень интересно все, что связано с безопасностью дорожного движения. Она считает тему своей кандидатской диссертации востребованной и очень важной, ведь речь идет о жизни людей.