В СПбГАСУ состоялась 16-я Международная конференция «Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах». В течение четырёх дней на разных площадках нашего университета представители власти, государственных структур и отрасли, учёные, студенты и аспиранты обсуждали главное: как с учётом новых тенденций сделать транспортную систему безопаснее и удобнее для всех участников дорожного движения.
Памяти профессора Павла Кравченко
В этом году конференция была посвящена памяти Павла Александровича Кравченко – учёного мирового уровня, доктора технических наук, профессора, инициатора создания Института безопасности дорожного движения СПбГАСУ и его директора.
Доктор технических наук, профессор, директор Института безопасности дорожного движения СПбГАСУ Сергей Евтюков рассказал, что Павел Кравченко пришёл в автотранспортную отрасль слесарем Горьковского автомобильного завода. Впоследствии окончил механико-автодорожный факультет ЛИСИ (ныне СПбГАСУ) и прошёл путь от ассистента до профессора, заведующего лабораторией и далее до декана. Академик Академии транспорта РСФСР, заслуженный работник высшей школы, член комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при губернаторе Санкт-Петербурга, почётный председатель совета НП «Технический контроль и диагностика», автор многочисленных научных трудов, книг, учебных пособий, образовательных стандартов всю жизнь посвятил выбранной отрасли. При непосредственном участии Павла Кравченко в 1997 г. создавалась система государственного технического осмотра автотранспорта в России и система технического осмотра Санкт-Петербурга, которая до начала реформ считалась лучшей в стране. Он стал основателем международных конференций по организации и безопасности дорожного движения в крупных городах, которые постоянно проводятся в СПбГАСУ. Неслучайно участники нынешней конференции предложили присвоить Институту безопасности дорожного движения СПбГАСУ его имя.
«Только за последние годы под руководством Кравченко и при его непосредственном участии были разработаны концепции безопасности дорожного движения (БДД) и развития ГИБДД России. В 1995 году Павел Александрович создал первый и единственный на Северо-Западе докторский совет по специальности "Эксплуатация автомобильного транспорта" и 27 лет был его председателем. Его дело будет продолжать жить с нами», – сказал Сергей Евтюков.
Инновации спешат на помощь
Пленарное заседание конференции открыл проректор СПбГАСУ по научной деятельности Евгений Королев.
«Безопасность дорожного движения всегда будет в центре внимания видных учёных, руководства страны, госорганов, потому что условия жизни меняются и требуют поиска современных безопасных условий. В связи с этим необходимо создавать новые способы обеспечения работы транспортной системы, следовать технологическому прогрессу, внедрять инновации. Как показывает практика, данная конференция позволяет всесторонне оценить текущую ситуацию и перспективы в этом направлении, обменяться опытом, наметить решения первоочередных задач», – сказал Евгений Королев.
С тем, что конференция стала местом притяжения учёных, специалистов, инженеров, студентов, аспирантов и показывает свою эффективность, согласился директор по производственно-технической политике АО «Северо-Западный региональный центр Концерна ВКО "Алмаз-Антей" – Обуховский завод» Андрей Петров.
Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Ченстоховского политехнического университета (Польша) Ярослав Райчик подчеркнул многолетнюю работу конференции и напомнил, что в сфере безопасности дорожного движения имеется много направлений, научных и технических решений, методологических указаний для специалистов, которые концентрируют внимание на сохранении жизни людей в системе эксплуатации дорог.
«Наш век ускоренных темпов внедряет цифровые технологии с применением машинного обучения, которое скоро широко войдёт во все направления матрицы безопасности дорожного движения. Это позволит добиться более быстрого и точного учёта показателей», – полагает Ярослав Райчик.
«В непростое время транспортная доступность и логистика стали основными показателями для достижения целей, поставленных президентом, а сотрудничество с вузами позволяет эффективно решать научные задачи», – добавил проректор по общим вопросам и цифровизации Тульского государственного университета Владимир Григорьев.
Доктор административного бизнеса, вице-президент Международной ассоциации по реконструкции и экспертизе ДТП (LAAS) из США Грегори Гинзбург согласился с тем, что внедряемые инновации докажут свою эффективность и улучшат ситуацию на дорогах.
Как регулировать автомобильные потоки
Заместитель начальника отдела организации дорожного движения Управления ГИДББ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Кирилл Разумов уточнил, что деятельность госавтоинспекций оценивается в том числе по показателям достижения индикаторов и прогнозных значений по транспортному риску, количеству погибших в ДТП.
«Достижение данных показателей возможно только при соответствующих условиях, внедрении инновационных решений. Для обеспечения пропускной способности дорог и организации дорожного движения необходимо совместно с властью прорабатывать способы изменения планировки улиц и дорог, потому что зачастую реализованные инженерно-технические мероприятия уже исчерпаны, и вся безопасность дорожного движения упирается в пропускную способность. Отсюда и аварии. Проводить изменения технических параметров дорог возможно только в рамках реконструкции и строительства, поэтому госавтоинспекция работает в этом направлении совместно с органами власти», – рассказал Кирилл Разумов.
Профессор, заведующий кафедрой техносферной безопасности Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Юрий Трофименко видит перспективы в разработке конструкций высокоавтоматизированных и беспилотных транспортных средств, объектов транспортной инфраструктуры, технологий виртуальной и дополненной реальности, поскольку они генерируют новую социальную среду, в которой возникает новая опасность. Но, как отметил профессор, сегодня науке понятно, в каком направлении развиваться. Он занимается в том числе научным осмыслением дорожных вопросов в курортных агломерациях.
«Статистика показывает, что половина населения страны один раз в год путешествует. Число туристов выросло в два раза и в пик курортного сезона достигает 50 миллионов человек. По данным ВЦИОМ, 53 процента из них путешествует на автомобилях. При таком активном развитии туризма нужно оценивать нагрузку на дорожную сеть. Уже сейчас в Краснодарском крае в разгар сезона на одного местного жителя приходится семь туристов. Возникает сложная ситуация на дорогах по причине многокилометровых заторов, а аварийность зашкаливает, в том числе по причине автомобилистов, приезжающих из разных регионов. Чтобы прогнозировать транспортный поток, будем использовать традиционные схемы методических подходов транспортного спроса туристов и местных жителей, его неравномерности. Это позволит вырабатывать оптимальные решения. Оценка взаимосвязи туризма с транспортом важна для экономики страны, поэтому специалистам автотранспортной науки необходимо учитывать эти дорожные потоки», – считает Юрий Трофименко.
Технологии, специалисты и транспорт нового поколения
Чтобы снизить ДТП по вине водителей, в Ленинградской области до 1 января 2025 г. гражданам, приехавшим из ряда стран, запретили работать в такси и водить автобусы. Далее власти региона будут действовать исходя из ситуации. Об этом сообщил председатель Комитета по транспорту Ленинградской области Михаил Присяжнюк.
«Число транспортных средств и их скорость увеличиваются, растёт и количество ДТП. Для оценки и контроля ситуации в транспортной системе области мы используем большие данные, на основе которых и принимаем решения. Создание цифрового контура позволит в том числе организовать качественную систему транзакций и отладить геопозицию. Кроме того, мы заинтересованы в переводе автотранспорта компаний-перевозчиков на экологически чистое топливо, поэтому организациям, которые решат строить газовую автозаправочную станцию, выделим субсидии порядка 30 миллионов рублей», – рассказал Михаил Присяжнюк.
Директор Высшей школы промышленно-гражданского и дорожного строительства Инженерно-строительного института Санкт-Петербургского политехнического университета Юрий Лазарев подчеркнул, что ситуация на дорогах тесно связана с нормами градостроительства: активная застройка приводит к заторам не только на дорогах, но уже и на тротуарах, поэтому градостроительные нормы следует прописать жёстче.
«Экологичность, связанность дорог, появление новых транспортных узлов, резервов для повышения пропускной способности – составляющие в достижении безопасных качественных дорог, как заявил губернатор Петербурга. Без этого проблему не решить. Кроме того, сейчас, чтобы выявить проблемные участки дорог, требуется максимальное привлечение человека, при этом ошибки всё равно не исключить. В данном случае решение – разработка географической информационной системы, поскольку без больших данных невозможно анализировать влияние на безопасность дорожного движения. Но разработка такой системы – непростое дело и требует много специалистов», – считает Юрий Лазарев.
Решение транспортных проблем, действительно, требует специалистов, владеющих современными навыками, а проблема дорожной безопасности в крупных городах становится всё актуальнее. Такое мнение высказал профессор кафедры управления информационными ресурсами Академии управления при Президенте Республики Беларусь, профессор кафедры транспортных систем Белорусского национального технического университета Денис Капский.
«Урбанизация нарастает, привлекательность города обеспечивается комфортным проживанием, доступными услугами, широкими возможностями. Планирование развития устойчивых городских транспортных систем требует чёткого видения перспектив применения современных технологий. Повысить экологическую безопасность автомобильного и городского пассажирского транспорта удастся за счёт его электромобильности. Сфера транспорта вступила в информационную революцию, цифровизацию, и традиционный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, работающим на нефтяном топливе, к концу XXI века уйдёт в прошлое, станет таким же экспонатом музеев, как арифмометр и чугунный утюг. Поэтому наш университет нацелен на открытие и продвижение востребованных направлений подготовки», – рассказал Денис Капский.
Просвещать и штрафовать
Массовая автомобилизация оказывает заметное влияние на весь образ жизни человека, и наряду с внедрением инноваций необходимо расширять меры по предупреждению происшествий на дорогах. В этом убеждён начальник кафедры специальной и автомобильной техники Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел России Анатолий Квитчук. По его словам, в транспортной системе в настоящее время многое делается для повышения безопасности, однако статистика показывает, что каждый третий участник движения – нарушитель.
«Для большей эффективности нужно детально подходить к рассмотрению проблем и в зависимости от их специфики принимать конкретные решения. К примеру, сегодня за нарушения перевозки грузов установлен штраф в размере 500 рублей. Нарушители предпочитают платить штрафы, нежели выполнять установленные правила перевозки. Между тем, незакреплённый в должном виде груз приводят к гибели проезжающих рядом людей», – подчеркнул Анатолий Квитчук.
Важную роль в повышении безопасности играют осведомлённость людей о транспортной системе города, профилактические меры. Это подтвердил исполнительный директор ассоциации «Пошли-поехали» Дмитрий Кудинов.
«Общественное движение вносит весомый вклад в безопасность дорожного движения. Мы ведём эффективный диалог с жителями города, специалистами, организациями и властью. Таким образом мы генерируем инициативы и используем все возможности для их реализации. Совместно удаётся акцентировать внимание общества на поведении на дорогах и создавать условия для безопасности», – пояснил Дмитрий Кудинов.
Человеческий фактор
Доцент кафедры эксплуатации автомобильного транспорта Тюменского индустриального университета Артур Петров в результате своих исследований пришёл к выводу, что попытки повысить безопасность движения известными способами зачастую приводят к обратному результату, а основной причиной ДТП остаётся человеческий фактор, хотя на него накладываются и внешние причины.
«Ещё с Павлом Александровичем Кравченко мы прорабатывали концепцию наблюдательной системы, говорили о том, что, если сможем контролировать движение каждого транспортного средства, действие каждого водителя и пешехода, то, наверное, нам удастся достичь нулевой аварийности. Сегодня об этом речи не идёт, поэтому я в своих исследованиях иду от обратного: допустим, мы можем контролировать действия всех участников транспортной системы. Лучший инструмент для выявления специфики аварийности – использование методики информационно-энтропийного анализа. Его суть заключается в том, что транспортную систему изучаем в виде причинно-следственной цепочки, чтобы оценить весовую значимость элементов системы или её процессов. Оказалось, что попытка исключить конфликт на дорогах посредством усложнения цикла привела к обратному результату: долгое ожидание светофора приводит к нарушениям ПДД. Но, как говорил Павел Александрович, на аварийность влияют тысячи факторов, и наша задача – их предупредить. Разработанная мною информационная программа позволяет оценить многие из них», – пояснил Артур Петров.
Доцент кафедры технического сервиса машин Пензенского государственного аграрного университета Ирина Ильина оценила риски на дорогах с учётом подготовленности водителей.
Актуальность темы подтверждает статистика: в 2023 г. количество аварий по вине водителей выросла примерно на 5%. По предварительным результатам, надёжность водителя заключается в его подготовленности, а ошибки на дорогах совершаются в том числе по причине незнания правил дорожного движения.
В рамках конференции также прошли многочисленные секции, посвящённые проблемам дорожной безопасности.