Top.Mail.Ru
En
Все новости

В СПбГАСУ прошла летняя школа по северной архитектуре

Текст: Александра Подольникова

Фото: Екатерина Никифорова

21 июля 2022
Денис Романов Александра Еремеева и Фёдор Перов с участниками школы Доцент кафедры дизайна архитектурной среды (ДАС) СПбГАСУ Денис Романов (шестой слева), доцент кафедры ДАС Александра Еремеева (седьмая слева) и заведующий кафедрой архитектурного проектирования СПбГАСУ Фёдор Перов (первый справа) с участниками школы

С 4 по 15 июля в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете прошла летняя школа, посвященная северной архитектуре Ecocamp: Architecture of Ecotourism in Cold Climate Area.

В очном формате школа проводилась впервые: в прошлом году из-за пандемии она состоялась онлайн. В нынешнем сезоне в ней приняли участие 10 человек, среди которых – студенты из СПбГАСУ, а также обучающиеся и выпускники Ижевского государственного технического университета.

Собравшихся поприветствовала организатор мероприятия, доцент кафедры дизайна архитектурной среды Александра Еремеева. Она поделилась опытом прошлого года, когда в мероприятии приняли участие студенты из четырех стран мира. Они проектировали объекты туристической инфраструктуры для трех локаций: поселка Териберка Мурманской области, Кировска и Земли Франца Иосифа.

Ирина Луговская и Александра Еремеева на открытии летней школы Проректор СПбГАСУ по молодёжной политике Ирина Луговская и доцент кафедры дизайна архитектурной среды Александра Еремеева на открытии летней школы по арктической архитектуре

Проректор СПбГАСУ по молодежной политике Ирина Луговская отметила, что архитектура холодных климатических зон – одно из важнейших для вуза практических и теоретических направлений работы. «Нашему университету в этом году исполнилось 190 лет, это одно из старейших учебных заведений на Северо-Западе, и я уверена, что накопленный здесь опыт поможет вам углубить свои знания в этой области. И, конечно, приехавшие к нам из другого вуза смогут познакомиться с СПбГАСУ и прочувствовать его особую атмосферу», – добавила она, обращаясь к участникам.

Ребят привел сюда искренний интерес к архитектуре Севера. Кто-то – как участницы из СПбГАСУ и Ижевского государственного технического университета – уже знаком с ее основами, а для кого-то школа станет отличной возможностью приобрести совсем новую компетенцию – как для Левана Кобалии, который учится на строительной специальности.

По завершении церемонии открытия студентов ждала обзорная экскурсия по университету. В этом году участникам предстоит спроектировать туристический комплекс на острове Котлин.

Участники и кураторы летней школы по арктической архитектуре во время экскурсии в Кронштадт Участники и кураторы летней школы по арктической архитектуре во время экскурсии в Кронштадт

На следующий день ребята отправились в Кронштадт для проведения предпроектных исследований – чтобы наглядно изучить особенности территории и использовать наблюдения при создании концепции. После этого они прослушали лекции по арктической архитектуре и развитию туристической инфраструктуры холодных регионов, в том числе им был предоставлен доступ к записям видеолекций преподавателей Университета Хоккайдо (партнерского вуза СПбГАСУ), а затем, разделившись на две группы, разработали концепции объекта. Проекты курировали доценты кафедры дизайна архитектурной среды Денис Романов и Александра Еремеева. Финальная презентация работ состоялась в заключительный день школы.

Обсуждение проектов во время финальной презентации. Заведующий кафедрой архитектурного проектирования Фёдор Перов, доцент кафедры дизайна архитектурной среды Денис Романов и преподаватель кафедры архитектурного проектирования Александра Кузьмина
Участницы из СПбГАСУ Участницы из СПбГАСУ Лидия Антонова, Вероника Богородская, Анастасия Антонова, Анушик Марабян и Ольга Кучер с сертификатами и памятными подарками

Разработке проектов предшествовал SWOT-анализ (выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз территории). Команда, в которую вошли студентки архитектурного факультета СПбГАСУ Анушик Марабян, Анастасия Антонова и Ольга Кучер, выпускница Института строительства и архитектуры ИжГТУ Ольга Перуанская и студентка ИСА ИжГТУ Анастасия Берестова, отнесла к плюсам острова Котлин живописность ландшафта, в том числе видов, открывающихся с фортов «Шанц» и «Риф», насыщенную историю местности и чистые песчаные пляжи. По мнению авторов, это дает острову большой потенциал. «Здесь можно устраивать массовые мероприятия, а форты легко привлекают сюда туристов. При этом внутренняя инфраструктура территорий развита недостаточно, а большой их процент и вовсе не используется из-за сильной заболоченности», – рассказала Ольга Кучер. Низкая освещенность зон пребывания людей и дождливый и ветреный климат делают пребывание здесь для многих некомфортным. Кроме того, в пиковые часы их-за большого наплыва посетителей на парковках не хватает мест, а значит, актуален вопрос доступности проектируемого объекта.

Концепция, разработанная командой, предполагает сохранение и развитие рекреационной зоны, ревитализацию исторических объектов – фортов, повышение туристической привлекательности и раскрытие культурного потенциала острова.

В ходе предварительных исследований участницы составили портрет потребителя его услуг, местных и туристов, чтобы предложить группам разносезонные сценарии проведения досуга, – от рыбалки до водного спорта. При этом авторы позаботились о том, чтобы по мере продвижения в глубь острова приватность досуга возрастала, и если в начале пути посетителям предлагаются активные массовые виды отдыха (возле форта «Шанц» планируется установить станцию аренды велосипедов, площадки для яхтинга и серфинга и оборудовать подвесную экотропу), то дальше им встретятся частный пляж, бани и глемпинг-зона, где можно расположиться в одиночку или небольшой компанией. Логичным завершением маршрута станут несколько смотровых площадок форта «Риф». Важным инфраструктурным решением является смотровая башня, которую установят недалеко от входной зоны – поднявшись на нее, люди смогут посмотреть на форт "Шанц" сверху и затем решить, куда именно хотят пойти дальше (башня оборудована лифтом, что делает ее доступной для маломобильных групп населения).

Участницы из Ижевского государственного технического университета Участницы из Ижевского государственного технического университета Екатерина Перуанская, Анастасия Берестова, Софья Шергина и Диляра Девятых с сертификатами и памятными подарками

SWOT-анализ, проведенный второй группой (обучающиеся ИСА ИжГТУ Софья Шергина, Диляра Девятых, Вероника Богородская, студентка архитектурного факультета СПбГАСУ Лидия Антонова и студент института безотрывных форм обучения СПбГАСУ Леван Кобалия), выявил похожие особенности территории. Особенно авторы выделили возможность адаптации акватории и развития прибрежных зон.

Ребята создали детализированный портрет потребителей – туристов одного дня, шумных компаний, семейных пар и местных жителей. Основными критериями для этого было то, какое место проведения досуга ищет посетитель, чувствует ли он усталость от продолжительной ходьбы, а также то, какие эмоции он хочет получить от поездки. Именно в соответствии с таким портретом они разработали инфраструктурное наполнение комплекса и предложили разные сценарии досуга.

В холодное время года посетителям будут доступны кемпинг, рыбалка, спортивный и уединенный отдых, а также культурные мероприятия, проводимые на различных площадках. «При этом на пути следования людей по выбранным маршрутам расположатся точки обогрева, где люди смогли бы выпить кофе и перекусить», – объяснила Диляра Девятых.

Летние сценарии предполагают отдых на пляже, различные виды серфинга и прогулки на катере. При этом некоторые виды досуга возможны в любое время года – например, банный комплекс и глемпинг.

Авторы проекта вдохновлялись уникальностью места, стараясь сделать концепцию максимально экологичной, отразить в ней единение человека с природой. Эстетически они отталкивались от форм ледяных глыб, камней и плавных форм воды. Именно в таком стиле предлагается оформить малые архитектурные формы, а также фасады глемпингов, дорожек, событийные и праздничные зоны.

Преподаватели высоко оценили представленные проекты комплексов. «За этими концепциями стоит большой труд. Если их немного доработать, то получились бы настоящие выпускные квалификационные работы», – подытожил заведующий кафедрой архитектурного проектирования Федор Перов.