
В рамках III Национальной (всероссийской) научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы экономики и управления в строительстве» кафедра межкультурной коммуникации СПбГАСУ 17 апреля организовала и провела секцию «Языковая подготовка будущего профессионала».
В приветственном слове заведующая кафедрой межкультурной коммуникации Елена Селезнева подчеркнула важность включения секции в работу университетской конференции, поскольку владение иностранными языками, понимание культурных особенностей, умение эффективно взаимодействовать с представителями иных культур становятся ключевыми компетенциями для специалистов в любой сфере. Отдельное приветствие было адресовано молодым учёным, участвующим в секции: студентам, аспирантам.
Профессор кафедры межкультурной коммуникации Елена Чиркова поделилась рассуждениями о важности живого общения: «В мире, где цифровые технологии стремительно меняют привычные формы общения, именно живая коммуникация остаётся тем фундаментом, на котором строится настоящее понимание и глубокое взаимное восприятие». Профессор уверена, что живое общение – это не просто обмен информацией. Это обмен эмоциями, культурными особенностями и уникальным опытом, который невозможно полноценно передать через экраны и виртуальные платформы. Особенно это касается изучения иностранных языков – процесса, который требует не только знаний, но и живого взаимодействия, погружения в культурный контекст и непосредственного диалога с преподавателями или носителями языка. При наличии онлайн-курсов и программ для дополнительной практики именно живое изучение языка, включающее диалоги, дискуссии, обмен опытом и культурными особенностями, формирует настоящую языковую компетенцию.
Участники из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Омска, Тюмени, Бишкека (Киргизстан) и др. обсудили совершенствование стратегий языковой подготовки, повышение качества обучения иностранным языкам, в том числе русскому как иностранному. Особое внимание было уделено внедрению новых технологий, прежде всего искусственного интеллекта, для решения актуальных проблем языкового образования.
Доцент кафедры межкультурной коммуникации Ирина Чечик и старший преподаватель кафедры Наталия Савельева подготовили доклад «Изучение языка специальности иностранными студентами-архитекторами на основе краеведческих текстов (начальный этап обучения)». В своём выступлении Ирина Чечик отметила энтузиазм, с которым студенты-архитекторы воспринимают краеведческие тексты, содержащие информацию о памятниках архитектуры Санкт-Петербурга. Ирина Владимировна привела примеры таких текстов из нового учебного пособия, разработанного преподавателями русского языка как иностранного кафедры межкультурной коммуникации.
В данном учебном пособии авторы остановили свой выбор на научно-популярных текстах. Грамматика даётся через конструкции (модели), которые отрабатываются в упражнениях. Каждый текст содержит информацию об истории объекта, архивные фотографии. Студентам предлагается сравнить разные архитектурные памятники, что даёт дополнительные возможности включить речевую активность.
Старший преподаватель кафедры межкультурной коммуникации Валерия Рябкова выступила с докладом «Роль генеративного искусственного интеллекта в языковой подготовке обучающихся вузов». Валерия Валерьевна отметила взрывной рост интереса к данной теме. Искусственный интеллект в образовании открывает много новых возможностей: позволяет разрабатывать и реализовывать методики обучения конкретным дисциплинам, имитировать речемыслительную деятельность, осуществлять автоматизированный контроль и предоставлять обратную связь. Валерия Рябкова рассмотрела специализированные и универсальные генеративные чат-боты и привела пример задания из своего учебного пособия по английскому языку для судебных экспертов с использованием искусственного интеллекта. По словам докладчика, конкретные педагогические технологии по использованию генеративного искусственного интеллекта пока отсутствуют, и мы находимся на этапе анализа накопленного опыта.
«Искусственный интеллект обладает определённым дидактическим потенциалом, но требует тщательного контроля со стороны преподавателей. В первую очередь мы сами должны научиться им пользоваться и научить пользоваться им наших студентов», – резюмировала Валерия Рябкова.
Благодарим всех участников секции за плодотворную работу и обмен ценным опытом!