Сейчас ни для кого не секрет, что фотопленка уходит в прошлое. К сожалению, массовость цифровых фотографий убивает магию настоящего искусства. Доступность и разнообразие программ для корректировки изображений открывает простор для творчества, тем самым лишая нас возможности запечатлеть окружающий мир таким, какой он есть на самом деле…
Прежде всего, черно-белое фото акцентирует внимание зрителя на линиях, фактуре, форме объекта, на игре света и теней. Такие фотографии сочетают в себе простоту и одновременно сильную эмоциональную выразительность.
Кроме того, черно-белые фотографии обладают своей собственной аурой, духом старины, от которых, порой, веет таинственной грустью и какой-то теплотой.
Лично я всегда вспоминаю, с каким трепетом моя бабушка показывала мне свой старинный альбом. Это совсем другое время, культура, даже манера фотографироваться и фотографировать. В этих фотографиях есть что-то такое, что заставляет вновь ощутить те прежние переживания, воспоминания, образы…
Отдать дань настоящему фотоискусству смогли те, кто посетили 19 марта мастер-класс фотографа Никиты Трещалова «Ручная проявка черно-белой пленки», который прошел в фотостудии студенческого клуба «Кирпич».
Все мы привыкли, что пленку проявляют в специальных фотолабораториях, да и зачем заниматься столь ответственным занятием? Оказывается, проявка черно-белой пленки не потребует от вас каких-то уникальных способностей, врожденного таланта или месяцев обучения в фотошколе. Нужны лишь знания и аптекарская точность. Но главное требование к человеку, впервые взявшему в руки фотобачок, – ничего не бояться! А саму пленку проявлять очень просто.
Как и в любом деле тут есть свои тонкости, но на них я не буду останавливаться, чтобы у вас возник интерес, и вы сами захотели в следующий раз прийти, послушать. А может, я просто не смогу подробно и точно описать весь процесс, потому что ничего в этом не понимаю…
Начнем с тех вещей, без которых ничего не получится.
Первое, без чего не сможет произойти чудо, это бачок для пленки. Именно внутри него будет происходить все самое интересное. Проявочные бачки отличаются способом перемешивания, размерами и предпочтениями самого мастера.
Следующая вещица просто поразила меня своей оригинальностью. Это емкость для хранения реактивов, изготовленная из гофрированного черного пластика. Эта гофрированная поверхность позволяет сжать емкость до объема налитой в нее жидкости.
Самый ответственный момент – это наматывание пленки на спираль бачка в полной темноте. Для этого потребуется рукав, сшитый из темной ткани или приобретенный в специализированном магазине.
Сначала тренируемся на свету с ненужной пленкой. А пленка – это гибкая прозрачная основа, на которую нанесен светочувствительный эмульсионный слой, который ни в коем случае нельзя засветить! В рукаве, в абсолютной темноте, наматываем пленку и выносим бачок с пленкой на свет.
Ну и самое важное это проявитель – жидкость, которая заставляет темную пленочную сущность ожить. Его обычно разводят по инструкции на упаковке (там все подробно расписано). Для приготовления растворов необходимо использовать дистиллированную воду или просто отстоявшуюся. Также для удобства вам понадобится воронка. Не забудьте о термометре для контроля температуры воды и растворов.
Заливаем проявитель в бачок. Отмеряем время. Сливаем проявитель и наливаем стоп-раствор. Затем через некоторое время сливаем и его. И, наконец, фиксаж, чтобы наше проявленное изображение не исчезло со временем. Ну и еще одно полезное приспособление это щипцы, которые помогут убрать с пленки оставшуюся жидкость и избавиться от разводов на ней.
На первый взгляд, весь процесс ручной проявки кажется очень сложным, но стоит всего лишь один раз попробовать, и вы поймете, что ничего сложного в этом нет. Это очень интересный и увлекательный процесс. Особенно приятно держать в руках пленку, которую сами и проявили!
По окончании мастер-класса все участники сидели будто завороженные, как будто увидели фокус, и прокручивали его снова у себя в голове. Лично мне очень хотелось сорваться со своего места и увидеть результат своими глазами. Во-первых, было радостно, что все получилось, а во-вторых, что я присутствовала при этом чуде.
Когда настало время задавать вопросы, никто не решался. Может потому, что все было понятно и полно рассказано и продемонстрировано Никитой. Ну а остальное – дело практики каждого.
И все-таки я уверена, что в фотоискусстве пленка останется надолго. Она скорее перейдет в разряд классики и будет прерогативой избранных. Для обычных пользователей будет вполне достаточно цифровика, а фотопленка останется людям искусства. Со временем это будет для нас как немое кино: и интересно, и непонятно. Но тот миг, когда на пленке проявляется образ снимка в негативе, по праву можно назвать волшебством!
Юлия Позднякова,
2-М-2
{gallery name='20032013_m'}