29 октября в СПбГАСУ состоялись лекции и мастер-классы британского архитектора Томаса Керна из Института архитектуры, градостроительства и ландшафтного дизайна университета Ньюкасла (Великобритания). Их посетили студенты архитектурного факультета. Темы и способы обучения на первой и второй встрече – в этом обзоре.
Томас Керн родился в Германии, закончил Штутгартский университет, где последние два года занимался изучением проектирования зданий для сферы образования. В 2007 получил предложение работать в Великобритании, где руководил строительством кампусов университетов и старших школ. Позднее пришел преподавать в университет Ньюкасла и набрал подготовительный курс из иностранных студентов — тех, кому только предстояло поступать на программы бакалавриата и параллельно совершенствовать английский язык. Сейчас у профессора несколько групп общей численностью в сто человек.
«Моя специализация в университете позволила мне не просто получить хорошую работу, но и стать экспертом в проектировании зданий, предназначенных для обучения. Говорю это не затем, чтобы похвастаться, а скорее в качестве совета: выбирайте ту узкую сферу, в которой будете разбираться досконально хорошо, и ваши экспертные навыки в будущем помогут вам сделать отличную карьеру и развиваться», — сказал Т. Керн в начале встречи со студентами.
Способы сохранения архитектурного наследия
Тема первой лекции звучала как «Уничтожить или оставить?» Встреча была посвящена актуальной проблеме современного городского ландшафта — зданиям, оставшимся в наследство от архитектуры эпохи брутализма. Они появились в Европе, Латинской Америке, США и СССР после Второй мировой войны и строились вплоть до 1970 года. Эти сооружения сильно изменили городскую среду своими массивностью и сложностью конструкций, функциональностью и отсутствием декораций на поверхностях из бетона — главного строительного материала.
Студенты слушают задание на мастер-классе Томаса Керна
Томас Керн показал слушателям несколько фотографий, на которых были представлены здания этого периода и предложил решить, нужно ли их сносить, ведь эпоха давно закончилась. Когда мнения аудитории разделились, лектор подчеркнул, что намеренно не стал говорить, как называются сооружения на снимках:
Среди этих конструкций есть и заброшенный автопарк, и церковь в Швейцарии, и здание банка, и другие общественные учреждения. Но я не раскрывал контекст, потому что хотел подвести вас к одному из главных вопросов, который должен возникнуть — какие объективные факторы мы должны учитывать, решая судьбу зданий прошлого?
После этого профессор вновь предложил студентам, объединившись в небольшие группы, определить, какие факторы особенно значимы. Во время обсуждения высказывались разные точки зрения: кто-то был уверен, что памятники эпохи лучше не трогать, кто-то считал, что странным монструозным конструкциям не место в современных ландшафтах, кто-то хотел предварительно уточнить, насколько значимо для истории конкретное сооружение.
Когда дискуссия завершилась, Томас Керн предложил свою версию. Среди критериев для принятия решения он указал не только историческую и культурную значимость, но и возможность практического применения здания здесь и сейчас, а также общественное мнение.
«Хотя на этот период пришлись мое детство и юность, я не поклонник брутализма. Урбанистическая среда, которую он формирует — это не то пространство, где индивид будет чувствовать себя комфортно. Тем не менее, как архитекторы, мы должны находить баланс между новым и старым, используя все возможности», — сказал Т. Керн.
В качестве финального задания он попросил участников мастер-класса придумать и нарисовать, как можно произвести редизайн заброшенной старой водонапорной башни — так, чтобы она была одновременно и функциональна, и более походила на современную. После того, как студенты сдали свои наброски, лектор показал собственный вариант решения:
«Я ничего не менял внутри, а лишь разместил по периметру башни своеобразные квадратные коробки, что преобразит внешний вид. Башня сможет стать снабжающим центром для аквапарка и прослужить еще долго. Как видите, это пример того, как уже отжившее свой век здание может быть использовано повторно».
В конце первой встречи Томас Керн подытожил, что когда разговор заходит о зданиях, которые в нынешнюю эпоху кажутся странными, неуместными и даже уродливыми, будь то советские постройки 1920-х, более поздние знаменитые «хрущевки» или латиноамериканские сооружения 1950-х, важно защитить это наследие ради будущих поколений. Однако сохранить наследие не означает законсервировать артефакты раз и навсегда — можно и нужно использовать гибкие решения, которые позволяют сохранять практическую полезность здания, не теряя его эстетики.
Инновационные экологические решения при проектировании жилых пространств
Второй мастер-класс был посвящен экологически осознанным подходам в современной архитектуре. Профессор рассказал, что один из семестров его студенты полностью уделяют именно этой проблеме:
«Я стараюсь научить их задавать вопросы, в первую очередь, себе: что экология значит для меня? Задумываюсь ли я о количестве ежедневно потребляемой воды и электроэнергии? Считаю ли я, что должен изменить свои привычки ради будущего планеты или технологии сделают все за меня? Должен ли закон регулировать эту сферу?»
Студенческая дискуссия на мастер-классе архитектора Томаса Керна
По словам Т. Керна, ответы на эти вопросы помогут предпринять следующие шаги к проектированию такой городской среды, в которой люди смогут существовать комфортно. Архитектор особенно выделил, что в проблеме экологически ответственного проектирования нет главных и второстепенных деталей, все ее компоненты в одинаковой мере важны — и отдаление современных людей от природы, и зависимость от технических приспособлений, и растущее число проблем с психикой у жителей мегаполисов, и общий уровень шума, тревоги и стресса, и огромное количество неперерабатываемых отходов. Все эти аспекты необходимо учитывать, проектируя дома и пространства для жизни.
Какие на сегодняшний момент существуют способы, которыми архитектура может хотя бы отчасти улучшить ситуацию с экологией?
«В первую очередь, я предлагаю подумать об инновациях. Популярность сейчас набирает концепция безотходного производства С2С (cradle-to-cradle, букв. «от колыбели до колыбели»). Она пришла на смену прежней C2G (cradle-to-grave, букв. «от колыбели до могилы»), когда однажды использованный материал превращался в мусор. В безотходном же производстве материал может использоваться неоднократно. Экологическая полезность этого очевидна», — отметил лектор.
К эффективным способам сберечь природу Томас Керн отнес и концепцию т.н. пассивного дома. Идея состоит в том, чтобы отапливание такого здания вообще не требовало электроэнергии извне, а тепло продуцировали живущие в нем люди. В таких сооружениях возможна установка солнечных батарей и водонагревателей. При этом важно, чтобы использование альтернативных источников энергии было интенсивным, а не экстенсивным, иначе это не принесет действительной пользы.
Завершая мастер-класс, Т. Керн еще раз обратился к студентам и выразил надежду, что все эти позитивные изменения станут делом рук нового поколения смелых, решительных и ответственных молодых людей.