Top.Mail.Ru
En
Все новости

В СПбГАСУ разрабатывают двигатель на водородном топливе

Текст: Александра Подольникова

5 дек 2019
Сергей Александрович Воробьев

Одно из достижений СПбГАСУ — гоночный болид, на создание которого ушло полтора года. Инициатива принадлежала группе студентов автомобильно-дорожного факультета, однако позднее к ним присоединились обучающиеся на других факультетах. Идею поддержали преподаватели, наставником команды стал доцент кафедры технической эксплуатации транспортных средств Сергей Александрович Воробьев. Проект представили публике в конце февраля 2019 года. Тогда машину планировалось доработать. Мы встретились с Сергеем Александровичем и узнали, какие изменения произошли с болидом за этот период.

– Чем сейчас занимается студенческая команда, создававшая болид?

– Сейчас ребята уже второй раз по кругу меняют в нем подвеску и обвес, потому что во время выступлений в Санкт-Петербурге он достаточно серьезно потрепался. Дальше, с февраля по май, планируется готовить его к следующим соревнованиям – международным гонкам «Формула Студент» в Чехии. В данный момент студенты устанавливают на данный болид генератор водорода.

– Получается, автомобиль будет работать на альтернативном источнике энергии?

– Да, правильно. Машина единственная из всех болидов Европы и России имеет присадку водорода. Водород вырабатывается на борту автомобиля, что не противоречит требованиям конкурса. У нас есть емкость для воды, в которой она разлагается на водород и кислород. Смесь гремучего газа поступает в выпускной коллектор. Это повышает объемное воспламенение смеси в цилиндрах, за счет чего увеличивается мощность двигателя и уменьшается негативное воздействие на окружающую среду – речь о выбросе углекислого и угарного газов. Самое важное – то, что моментальная вспышка не приводит к разложению азота на его окислы. Поэтому окислов там на 8,5 процентов меньше, чем у классического бензинового движка.

– Эта тема водородной энергии как-то обсуждается в вузовском научном сообществе?

– В Москве создана Межвузовская студенческая инженерно-технологическая корпорация. В нее вошли команды «Формулы Студент» со всей России. Их объединил спортивный родстер «Крым» (прим. – автомобиль, который будет создаваться на компонентной базе российского автопрома). Каждая команда предлагает свои новшества для реализации этого общего проекта. От наших ребят, в свою очередь, поступило предложение по использованию водородных реакторов.

Больше этим достаточно узким направлением в стране никто не занимается, что дает СПбГАСУ преимущество.

– Есть ли у болида шансы выйти в серийное производство?

– В принципе, от серийного производства нас отделяют только формальные сертификационные процедуры, и проблем с ними возникнуть не должно. Сейчас мы продолжаем развивать инновационный подход – разрабатываем полностью электрическое шасси на литий-титановых батареях, чего тоже в мире еще никто не делал. Подзарядка батарей будет происходить с помощью малообъемного двигателя внутреннего сгорания на основе подачи туда природного метана и добавки водорода и кислорода.

– Какие-то еще экологически важные разработки ведутся на вашей кафедре?

– Два моих аспиранта занимаются исследованиями способов повышения экологической безопасности – их темы связаны с применением водородных присадок в дизельных и газовых двигателях. Стимулом к этому стало возможное принятие петербургского законопроекта, согласно которому неэкологическому транспорту въезд в центр города будет запрещен. Соответственно, нужно продумать альтернативу повышения экологического класса транспорта без покупки нового автомобиля (экологический класс – это категория, обозначающая модель автотранспорта в зависимости от содержания опасных веществ в выхлопах и топливных испарениях – прим.) Так будут достигнуты одновременно и экономическая, и экологическая эффективность.