В рамках направления «Защитные свойства строительных материалов» студентами 3-го и 4-го курса специальности «Техносферная безопасность» на верфи исторического судостроения «Полтава»» были проведены занятия по технологии использования и обработки древесины.
Проект «Полтава» представляет собой достоверное воссоздание в музейных целях первого крупного корабля Российского военно-морского флота, спущенного на воду в Адмиралтействе (г. Санкт-Петербург). Планируется, что «Полтава», как сердце большого современного музейного комплекса, станет научным, культурным, исследовательским и педагогическим центром по изучению морской истории города и страны.
Реконструкция корабля проходит на современной верфи. Для этого был спроектирован специальный сборочный ангар, внутри которого установлен кран для подъема шпангоутов и других частей корабельного набора.
Верфь, на которой воссоздается 54-пушечный линейный корабль 4-го ранга «Полтава», представляет собой современный и высокотехнологичный комплекс различных мастерских и сборочных цехов, оснащенных новейшим производственным оборудованием и станками. Стоит упомянуть об объединенных мастерских, где технологии XXI века пересекаются с традиционными ремесленными приемами предшествующих времен. Так, например, при витье канатов или шитье парусов, используя современные материалы, мастера будут ориентироваться на способы производства аналогичных изделий в начале XVIII века. С другой стороны, приемы работы кузнецов в своей основе не претерпели глобальных изменений, и ковка железных изделий для корабля будет мало чем отличаться от труда кузнеца петровского времени.
На момент посещения объекта студентами, здесь уже были начаты работы по укладке внутренних продольных связей корабля, а все шпангоуты изготовлены и установлены на киль. Несмотря на то, что процесс идет в сопровождении современного оборудования, при сборке корабля используются также технологии XVIII века. В скором времени планируется приступить к его внутренней и наружной обшивке. Начав с нижней палубы, обшивку продолжат «наращивать» вверх до тех пор, пока корпус не будет полностью сформирован. После этого готовый корпус будут конопатить для герметичности, окрашивать, а затем оснастят всем необходимым для функционирования набором систем (осушительной, противопожарной и т. д.). Параллельно с работами по формированию корпуса изготавливают рангоут (мачты и реи, мачтовые площадки и др.), такелаж (штаги, ванты, брасы и пр.), шьют паруса, устанавливают пушки. Спуск на воду планируется осуществить через 20 месяцев.
Казалось бы, строительное и технологическое преимущество позволяет осуществить проект в более короткие сроки, однако были выявлены следующие проблемы, которые этого сделать не позволяют. Во-первых, достаточно трудно найти подходящий материал: корабельный лес давно никто не поставляет и практически не изготавливает, а для строительства корабля необходим дуб – мощные прямые стволы высотой около 12 м. Найти древесину такого стандарта крайне сложно. Во-вторых, весьма непросто найти и специалистов по тем или иным видам работ. Например, корабельных конопатчиков. В-третьих, даже у классификационных и сертификационных служб (регистра) нет критериев оценки надежности подобных деревянных кораблей и специалистов, обладающих квалификацией в данных вопросах.
В целом же, историческая верфь «Полтава» является одним из самых амбициозных проектов нашего времени. Здесь ежедневно, с утра и до позднего вечера, идет воплощение одного из интереснейших исторических проектов. Студенты благодарят руководство проекта, и лично – генерального директора А. В. Грошикова, сотрудников О. В. Роде, Л. Г. Лев за организацию, проведение экскурсии и занятий на месте строительства линейного корабля.
П. А. Аладышкин, К. И. Бородина, А. Н. Маяков, Т. Ю. Пучкова,
студенты 4 курса
{gallery name='02022015_m'}