Выпускники кафедры архитектурного проектирования СПбГАСУ, обучающиеся в архитектурной мастерской Владимира Линова, ищут новые подходы к проектированию. В своих работах они применяют необычные планировочные и технологические решения, стремятся поддержать преемственность в архитектуре.
Анна Черноярова создала проект жилого комплекса на Васильевском острове в Петербурге. Часть его зданий она предложила выполнить из дерева. По мнению автора, деревянное домостроение – одно из перспективных направлений, поскольку это экологично и безопасно: «Деревянные конструкции нетипичны для многоквартирного домостроения в России. Проект стал для меня экспериментальной и исследовательской площадкой. Мне хотелось подумать над новым качеством жилой архитектуры. Для меня как выпускницы это задел на будущее».
Анна ставила целью не только привлечь внимание к деревянному домостроению, но и создать современное, комфортное и экологичное жильё. По её словам, до недавнего времени деревянное домостроение не регламентировалось – не было законодательных актов, СП, поэтому приходилось изучать зарубежную литературу. Однако действующий с 30 апреля 2019 г. СП 452.1325800.2019 «Здания жилые многоквартирные с применением деревянных конструкций» значительно облегчил работу. Анна надеется, что её проект внесёт вклад в популяризацию деревянного домостроения.
Руководитель архитектурной мастерской Владимир Линов отмечает: «Работа посвящена актуальной теме – использованию деревянных конструкций в массовом многоэтажном строительстве. Применение традиционного материала в новой технологической трактовке стало сейчас мировой тенденцией. В России приняты новые нормы, позволяющие строить многоэтажные жилые здания с несущими и ограждающими конструкциями из дерева. Архитектурное осмысление такой технологии является новой задачей, и замечательно, что наши студенты берутся эту задачу решать».
Максим Бежков работал над проектом многофункционального культурного центра в Калининграде, рассматривая его как территорию для творчества, обмена идеями, образовательных и культурных мероприятий. По мнению автора, культурный центр должен пробуждать в человеке желание не только развиваться самому, но и развивать окружающий мир: «Средством производства в индустриальную эпоху были заводы и фабрики. Теперь ими стали интеллект и творческие способности.Культурные центры поддерживают развитие человеческого капитала, предлагая возможности для образования, творчества, общения, самореализации, социализации. Помимо удовлетворения спроса на самообразование и качественный досуг, культурные центры играют важную роль – они способствуют коммуникации местных сообществ. Люди могут использовать культурный центр как место для общения и реализации своих проектов. Таким образом, культурные центры способствуют укреплению социальных связей в обществе. Это особенно важно в России, где социальная активность горожан пока невысока и нуждается в поддержке».
В своём проекте, который запланирован на месте утраченной исторической застройки, автор стремился отдать дань прошлому, однако, по его словам, вопросы воссоздания исторической среды крайне деликатны, и хотелось избежать ощущения бутафории. Это стало самой сложной частью работы.
«Решение студента поражает своей необычностью и в то же время логичностью. Он не предлагает восстанавливать разрушенные дома, фундаменты которых сохранились под слоем земли, не предлагает корчевать выросшие за семьдесят пять лет деревья, а предлагает восстановить силуэт старой застройки, создать призрачный образ утраченного города, выполненный из стеклянных крыш и прозрачных стеклянных фасадов с нарисованными окнами и деталями.
Среди сохранённых деревьев, под "памятью" о крышах домов размещаются площадки и павильоны культурного центра, а бо́льшая часть его помещений расположена в подземном пространстве среди старых фундаментов, освобождённых от грунта и мусора. Исследование, проведённое в магистерской работе Максима, показывает, что до сих пор подобное решение применялось очень редко и в гораздо более скромных масштабах, – рассказал Владимир Линов. – Чтобы решить данную задачу, Максим исследовал структуру и характерные особенности формирования исторических комплексов на примере Калининграда, выявил градостроительные, архитектурно-планировочные и объёмно-пространственные рекомендации к проектированию. Его выводы могут быть использованы в дальнейшей архитектурной практике».